Церковь ЕХБ «Преображение»
Община Евангельских Христиан - Баптистов в г. Киров
Веруем в Иисуса как Царя на небе и на земле, Который является Богом и человеком, и Который был распят за нас на кресте при римском наместнике Понтии Пилате, и Который умер за нас, и Который воскрес из мёртвых, и явился в теле, и Который вознёсся на небеса, и Который скоро придет во второй раз на землю.
 
// ГлавнаяСтатьиТема ученичества в Евангелии от Марка Вернуться назад
Тема ученичества в Евангелии от Марка
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
 
1. УЧЕНИЧЕСТВО – ЭТО ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ О ТОМ, КТО ТАКОЙ ХРИСТОС
2. УЧЕНИЧЕСТВО – ЭТО СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, СОПРЯЖЕННОЕ СО СТРАДАНИЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Данная работа ставит перед собой цель проследить тему ученичества в Евангелии от Марка, а также проанализировать, как она преломляется в свете страдания Иисуса Христа. Для достижения поставленных задач ученичество рассматривается в двух его этапах. Первый этап относится к периоду, который начинается призванием ученика и заканчивается исповеданием Иисуса Мессией. В Евангелии от Марка это описывается с первой главы по 29-й стих восьмой главы. На втором этапе ученичества Христос раскрывается как страдающий Мессия. Он говорит о цене ученичества и в Своем страдании показывает ученикам пример полного самоотречения. При этом Иисус говорит о том, что страдания временны, придет момент, когда каждый Его верный последователь получит награду в Небесном Царстве.
Для того, чтобы раскрыть тему работы автор отказался от частых ссылок на другие источники, и использовал метод индуктивного анализа текста всего Евангелия от Марка, а также метод диаграмирования.
В конце работы делается вывод о том, что во-первых, ученичество начинается с неверующим человеком и на начальном этапе ведет к признанию Христа как Бога; во-вторых, невозможно быть настоящим последователем Иисуса Христа без понимания того, что истинное ученичество связано со страданием, примером которого стал Сам Господь.


1. УЧЕНИЧЕСТВО – ЭТО ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ О ТОМ, КТО ТАКОЙ ХРИСТОС

В Евангелии от Марка ученичество открывается как процесс, который берет свое начало задолго до того, как человек исповедует Христа Богом, до того, как понимает, что Христос пришел, чтобы пострадать. Исповедание в ученичестве – поворотный момент, после чего ученичество продолжается, преобразуясь в следование за Иисусом как Господом.
Ученичество начинается с призвания человека Самим Иисусом Христом. Интересно отметить, что люди, чье призвание описывает Марк, в момент, когда к ним обращен призыв, заняты работой. Умение трудиться – важное качество ученика Христа. Марк, описывая призвание учеников, каждый раз подчеркивает их готовность оставить свое привычное занятие и последовать за Иисусом (1:16, 20; 2:14). Позднее, Христос, обращаясь к неопределенному кругу людей в одном случае и к богатому юноше в другом, говорит о том же самом: чтобы встать на путь ученичества необходимо прежде всего остановиться в своей жизни, переместить внимание на Иисуса, чтобы увидеть истину о Нем (8:34; 10:21).
Итак, Христос призвал учеников, далее Он совершает определенные поступки, которые пробуждают у них интерес, привлекают к Нему. Так, Он учит в синагоге со властью (1:22). Его учение сильно отличается от того, что могли предложить фарисеи, кроме того, проповедь Иисуса была сопряжена с изгнанием бесов. Несомненно, на учеников это должно было произвести большое впечатление. «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: «Что это? Что это за новое учение… И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.» (1:27,28) Вскоре после этого эпизода Иисус исцеляет тещу Петра, показывая в этом свою вовлеченность в жизнь учеников. Иисус становится популярным среди народа. Здесь важно отметить, что Сам Христос подчеркивает, что Его известность – не является Его целью; напротив, ученики неоднократно становились свидетелями того, как Иисус удаляется от всех (1:35; 6:46).
Иисус не сразу раскрывает ученикам свою истинную природу. Скорее, все Его действия направлены на то, чтобы ученики сами поняли, увидели своими глазами все сферы, над которыми Христос господствует. Во-первых, Его власть распространяется над духовным миром – «Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (1:39)». Во вторых, Христос властвовал над болезнями – Он очистил прокаженного (1:40-44), исцелил парализованного (2:11-12), исцелил человека, имевшего иссохшую руку (3:1-5). В третьих, Он демонстрировал свою власть над природой (6:45-52). Наконец, Иисус делал то, чего никто мог делать – Его слово было сильнее смерти, Он воскрешал (5:35-43). Все эти события ярко показывали ученикам, что перед ними Некто, обладающий следующими характеристиками: 1) имеет власть над всеми силами мира; 2) стоит над религиозностью, которую предлагали фарисеи.
His hearers were amazed (exeple?ssonto, lit., “astounded, struck out of their senses, overwhelmed”; also in 6:2; 7:37; 10:26; 11:18) at the manner and the content (cf. 1:14-15) of Jesus’ teaching. He taught with direct authority from God and had the power to evoke decisions. This contrasted sharply with the teachers of the Law (lit., “scribes”) who were schooled in the written Law and its oral interpretation. Their knowledge was derived from scribal tradition, so they simply quoted the sayings of their predecessors.

На этом этапе ученики не могли до конца понимать, что значит следовать за Христом в полном смысле этого слова (еще не видели Христа страдающего), они лишь осваивали новые концепции бытия Божьего, имея порой свой собственный взгляд на вещи и события. Иисус много учит притчами, объясняя их наедине ученикам. В самом начале, ученичества, Иисус не давал полное объяснение сути своего призыва. Ученикам предстояло еще многое узнать о Нём, Кто Он и зачем пришёл.
Избранники Иисуса не становятся пассивными наблюдателями Его дел. На определенном этапе Христос наделяет их новым качеством – делает частью Своего служения, «ловцами людей». Важно отметить, что ученичество, по Марку, является не просто прослушиванием отдельных проповедей о Боге или спасении, это полное вовлечение ученика в жизнь Христа. Петр, Андрей, Иоанн и другие не только ели, спали, находись рядом с Иисусом, но и испытали силу Божью в своей жизни, когда Христос послал их на служение. Эта мысль подтверждается структурой четырнадцатого стиха третьей главы:
И поставил (poie/w греч.) сделал, произвёл, выбрал [из них] двенадцать,
чтобы с Ним были
чтобы посылать их на проповедь,
чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов.
В 6:7-13 Иисус дает ученикам конкретное задание, делегирует на служение. «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Пока еще проповедь учеников лишь воспроизводит проповедь Христа – они призывают к покаянию, ибо пока еще сами не утверждены в том, что Христос пришел пострадать.
Еще одним важным шагом на пути к признанию учениками Христа Богом стало обострение конфликта между верой и знанием. Иисус показывает ученикам, что необходимо не просто знать, что Он – особенный, нужно уверовать в Него как Мессию. Христос подчеркивает, что вера спасла женщину, страдающую кровотечением и прикоснувшуюся к Нему (5:34). Далее, Он говорит Иаиру: «Не бойся, только веруй! (5:36)» Наконец, Он указывает на то, что ученики не имеют веры, сердце их окаменено (6:52), а позже говорит, что они похожи на фарисеев: «Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите?» (8:18)
В 8 главе Иисус задает ученикам прямой вопрос, кем они Его считают? Ответ на этот вопрос прежде всего важен самим ученикам, ибо он позиционирует их по отношению ко Христу. «Они отвечали: «За Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.» Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр сказал Ему в ответ: «Ты Христос». (8:28-29) Таким образом, Петр высказал вслух то, к пониманию чего пришли он и его друзья. Нужно отметить, что на данном этапе Петр понимал главное: Иисус – Мессия. Однако, от него пока был сокрыт Божий план искупления.
The disciples, whose confession Peter boldly states in Mark 8:29, had come to recognize Jesus over a period of time. They had followed him around, heard his teaching, observed his miracles and gone out to do the same at his command. Their faith had grown during that time. More important, Jesus had been able to define for them how he saw his own mission. Even though their understanding was far from perfect (the predictions of the cross still mystified them), their obedience made it relatively safe for them to think of him as “the Christ,” or “the Messiah” (“Christ” is Greek for “Messiah”; both terms mean simply “the anointed one”).


2. УЧЕНИЧЕСТВО - ЭТО СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, СОПРЯЖЕННОЕ СО СТРАДАНИЕМ.

Второй этап ученичества в Евангелии от Марка связан с проповедью Христа о своих предстоящих страданиях. Он начинается с 8:31: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым и в третий день воскреснуть.» После того, как ученики поняли, что Иисус – Мессия, они начинают знакомиться с новым посланием – Христу надлежит пострадать и принять смерть. Иисус открывает ученикам, что их призвание заключается в том, чтобы следовать за Ним даже тогда, когда этот путь сопряжен со страданиями, объясняет, что истинное ученичество – быть верным Богу, даже если это означает остаться в меньшинстве.
Интересно отметить, что всякий раз, когда Иисус говорит о своей смерти и трудностях в пути следования за Ним, Он упоминает о Своем воскресении (8:31; 9:31; 10:34). Таким образом, ученики видят, что не смотря на отвержение их проповеди людьми, гонения, другие скорби, они обязательно получат подкрепление в Боге, так как конечная победа за Ним. Все поприще, которое придется пройти ученикам будет совершено не благодаря человеческому усилию, а поддержке и силе Божьей.
После исповедания Петра мы видим, что Иисус начинает учить открыто, Его проповедь становится менее метафоричной, а разговоры с учениками - предельно откровенными. Он готовит их к Своей смерти, а также показывает, что следование за Ним имеет свою цену. Тезис Христа заключается в следующем (8:34-35):
«Кто хочет идти за Мной,
отвергнись себя,
и возьми крест свой,
и следуй за Мной.
Ибо кто хочет душу свою сберечь,
тот потеряет ее,
а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия,
тот сбережет ее.»
Для того, чтобы стать настоящим последователем Иисуса, нужно многое оставить, точнее сказать, оставить все – увидеть себя полным банкротом в глазах Божьих. Здесь двенадцать впервые услышали, что означает истинное ученичество. Для чего такая жертва? Христос объясняет это в 36-38 стихах: то, что может предложить мир и то, что может предложить Он несопоставимо по значению. Бог может дать намного больше – спасение и вечную жизнь, поэтому человек, забывающий о своей душе (жизни, привычках, целях вне Бога), фактически сохраняет ее, так как наследует Царство Божье. Сразу же за этим отрывком следует эпизод с Преображением Иисуса. Он как бы подтверждает Свои слова о том, что Его обещание жизни вечной, где Он будет царить среди ангелов, действительно является истиной. Ученики видят Иисуса в обществе Илии и Моисея – пророков, имевших незыблемый авторитет для любого еврея. Кроме того, Христос находится в облаке (облако – символ присутствия Бога в Ветхом Завете), откуда исходил голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Связь Иисуса с основными ветхозаветными пророками; повеление Отца Небесного, что Иисуса необходимо слушать - все это убеждало учеников в том, что цена, которую они должны заплатить за следование за Христом несравнимо мала по сравнению с тем, что предлагает им Бог.
Апостолы видят еще один пример, в котором также говорится о цене ученичества. В 10:17-32 описан богатый юноша, обратившийся ко Христу с вопросом о том, как он может получить вечную жизнь. В ходе разговора выясняется, что у юноши в сердце есть сильная привязанность к своему состоянию. Далее, Иисус произносит уже знакомые ученикам слова: «…последуй за Мной, взяв крест». Для того, чтобы быть настоящим учеником необходимо поставить Христа на первое место, вырвать из своего сердца то, к чему оно привязано больше, чем к Богу. Интересно, что сразу же после этого Петр спрашивает (в 28 стихе это – не вопросительное предложение, но их текста следует, что Петр хочет узнать, как Иисус окончит его фразу): «Вот, мы оставили все и последовали за Тобой…» (10:28) Христос еще раз уверяет, что каждому, кто останется Ему верным во всех трудностях на пути следования за Ним, будет приготовлена награда на небесах. «Истинно, говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, в это время, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизнь вечную. (10:29-31)» По-видимому, Петр и его друзья до конца еще не могли поверить, что эта формула «работает», что фраза «кто потеряет душу ради Меня, тот ее сбережет» истинна.
В Евангелия от Марка очень ярко прослеживается оппозиция, в которой находился Христос. Его служение в каком то смысле показано как служение отречения от Себя, непонимания другими – Он шел по пути ведущему к страданию на кресте. Фарисеи обвиняют Иисуса в богохульстве (2:6), смеются над Ним (5:40), искушают Иисуса (8:11), ищут возможность Его уничтожить (3:6, 11:18), завидуют Ему (11:28), пытаются уловлять в словах (12:13). Оппозиция усиливалась по мере того, как Христос обретал последователей и достигла своей кульминации на кресте. Он схвачен, приговорен к смерти и распят рядом с разбойниками. Момент страдания Иисуса на кресте стал высшей точкой в Его проповеди, что истинное ученичество имеет цену. Смерть Христа не только открыла дорогу на небеса, для учеников она стала примером самоотречения в служении и любви к людям. Когда Иисус умер, для них наступил «экзамен по ученичеству»: они в полноте пережили одиночество и страх. Возможно, кто-то из них находился в кризисе веры, думая, что годы, проведенные со Христом, были напрасны. Христос предупреждал учеников, что Его страдания будут началом и их страданий, Его отвержение будет прообразом их отвержения в служении (как известно, в дальнейшем все Апостолы пережили тяжести гонений и большинство из них приняли мученическую смерть). Он прямо сказал: «…чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39).
Как и было предвозвещено, Христос воскрес на третий день. Одно из значений воскресения для учеников было то, что оно подтверждало истинность слов о награде претерпевшим страдание до конца («если потеряешь свою душу, то обретешь ее»). Несомненно, впоследствии, Апостолы, вспоминая, что Христос не только пострадал, но и прославился, находили силы для совершения служения, ожидая день, когда встретятся со своим Учителем на небесах. Жизнь Христа на земле, служение людям, Его страдание и воскресение – это парадигма ученичества. Каждый последователь Иисуса в тот или иной момент своей жизни с Богом проходит через отвержение себя (смерть) и движение к небесному царству (воскресение).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной Евангельской церкви в России ученичество понимается как проведение ряда занятий об основных догматах веры с новообращенными христианами. Однако согласно Евангелию от Марка, такой подход не верен. Ученичество начинается с неверующим человеком, продолжается до момента признания и далее, следуя за страдающим, но и воскресшим Христом.
Как видно из описания Марка, ученичество можно представить в виде следующей схемы:
Первый этап: От неверия к признанию Христа своим Спасителем.
1) привлечение и пробуждение интереса к личности учителя;
2) исповедание Христа Богом.
Второй этап: От исповедания к следованию за Христом.
1) понимание цены истинного ученичества;
2) движение от кризиса веры к укреплению в Боге.
Таким образом, задача христиан состоит в том, чтобы жить такой жизнью, быть таким человеком, чтобы люди вокруг него заинтересовались Богом. Возможно, то или иное чудо в их жизни направит неверующего на путь богопознания; возможно освобождение от дурных дел и привычек станет удивительным настолько, что возбудит интерес к Тому, Кто произвел изменения; возможно прощение и доброта верующего, несвойственная миру, затронет струны души. Если это произошло, интересующийся Христом человек уже находится на начальном этапе ученичества. Итак, ученичество – процесс, берущий начало задолго до того, как человек исповедует Иисуса.
Однако не менее важно и то, что ученичество продолжается после покаяния. Христианин идет по пути, который прошел его главный Учитель, пути отречения и страдания. Невозможно стать настоящим учеником Христа, чтобы не заплатить цену. Богатый юноша, узнав о такой цене, отошел от Христа.
Suffering can have a new meaning for those who are members of the body of Christ. They can share in the sufferings of Christ… and regard themselves as pledged to a career or vocation of suffering, since the members of the body must be conformed to the Head in this respect…as well as in respect of his glory.


[1] Walvoord, J. F. (1983-c1985). The Bible knowledge commentary : An exposition of the scriptures (Mk 1:21). Wheaton, IL: Victor Books.
[2] Kaiser, W. C. (1997, c1996). Hard sayings of the Bible (Page 407). Downers Grove, Il: InterVarsity.
[3] Wood, D. R. W. (1996). New Bible dictionary (3rd ed. ) (Page 1137). Leicester, England; Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

“Библиология” (2002). [Компьютерная программа]. [CD-ROM]. Shareware ON-LINE,
Новый Библейский комментарий (2001). Ч.3. Новый Завет. Пер. с англ. СПб.: Мирт.
Новый Библейский Словарь. (2001). Ч. 2. Библейские реалии. Пер. с англ. СПб.: Мирт.
“Цитата из Библии” (версия 4.5.1) (2003). [Компьютерная программа]. UBF Software. URL http://www.jesuschrist.com
Эриксон Миллиард (Millard J. Erickson) (2002). Христианское Богословие. СПб.: Христианское общество «Библия для всех» Санкт-Петербургский христианский университет.


REFERENCES

“Christian Classics Ethereal Library” (1997). [CD-ROM]. Software.
“Online Bible 7.0 Deluxe” (2000). [Компьютерная программа]. [CD-ROM]
“PS Study Bible” (ver. 3.1) (2000). [Компьютерная программа]. [CD-ROM] URL http://www.biblesoft.com
Kaiser, W. C. (1997, c1996). Hard sayings of the Bible (Pages 610-616). Downers Grove, Il: InterVarsity.
Walvoord, J. F. (1983-c1985). The Bible knowledge commentary : An exposition of the scriptures (1Co 14:26-37). heaton, IL: Victor Books. Wheaton, Illinois.
Wood, D. R. W. (1996). New Bible dictionary (3rd ed. /) (Page 1137). Leicester, England; Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press.


© Филиппов Д.Ю. 2004г.
Эту страницу просмотрело 3933 чел.


Каждому посетителю, просмотревшему данный материал, предлагается выразить свое мнение по существу рассмотренной темы, чтобы получился конструктивный диалог.
Таким образом, по данному материалу вы можете выразить свой взгляд в формате статьи, аудио или видео. Форма для отправки вашего мнения находится ниже.
Добавить комментарий
     
  Олег (21 февраля 2011 г.)

Хорошая работа.Подтверждающая важность не просто знаний а именно действий, посвещенности Христу в служении.
 
   
 

Добавить комментарий:

Ваше имя обязательно
Ваш E-mail обязательно
Комментарий обязательно
Файл материала, если имеется
Вы можете отправить текстовый документ, аудио или видео файл (не более 20 Мб.)
не обязательно
Введите защитный код
обязательно
Biblezoom.ru -  Исследование библейского текста. Масоретский текст и Септуагинта
Статистика посещаемости сайта:

Copyright © 2012 Церковь ЕХБ "Преображение"
Использование материалов сайта возможно только с разрешения его автора
Сайт изготовлен веб-студией "Оптимапроект" - www.oppr.ru