Церковь ЕХБ «Преображение»
Община Евангельских Христиан - Баптистов в г. Киров
Веруем в Иисуса как Царя на небе и на земле, Который является Богом и человеком, и Который был распят за нас на кресте при римском наместнике Понтии Пилате, и Который умер за нас, и Который воскрес из мёртвых, и явился в теле, и Который вознёсся на небеса, и Который скоро придет во второй раз на землю.
 
// ГлавнаяСтатьиФилософия богословского образования Вернуться назад
Философия богословского образования
Введение

Философия образования – это основополагающие принципы, на которых строится образование. Одним из важнейших текстов, обращенных к этой теме является отрывок из Еф.4:11-16. Данный текст говорит о цели образования, природе учителя и студента, об образовании как процессе и о взаимосвязи между образованием и поместной церковью.

1. Призвание

Еф.4:11 говорится о том, что природа учителя связана с его призванием. Только призванный Богом учитель способен донести до ученика ту или иную истину. Призвание раскрывается в двух моментах: (1) способности объяснить материал (дар педагога), повести ученика за собой, увлечь и заинтересовать; а также (2) в посвященности этому делу – не всегда встречаются «легкие» ученики, иногда студенты являются настоящим вызовом, так как некоторые не обладают высокими интеллектуальными способностями, а другие создают трудности своим характером.

2. Обучаемость

Характеристикой ученика должна быть его способность к обучению. Еф.4:14 говорит о том, что в процессе обучения должно происходить изменение учащегося. Студент в начале приходит в статусе «младенца», «колеблющегося и увлекающегося всяким ветром учения» то есть у него есть недостаточность в области академических знаний, но также и в области практических навыков. Обучение формирует систему ценностей, мировоззрения. Для того, чтобы произошло эффективное обучение необходимо, чтобы ученик был обучаемым, то есть готовым к восприятию новых идей. Обучаемость не всегда совпадает с понятием высокая мотивация. Доля ответственности в мотивировании ученика лежит на плечах преподавателя.

3. Цель христианского образования

Стих 12 говорит о цели образования как «совершение святых, на дело служения, для созидания тела Христова». В центре христианского образования стоит цель Бога для каждого христианина – привести его к духовной зрелости и подобию Христа. Верным кажется замечание Лоусона, что «зрелость должна проявляться во взаимоотношениях. Морали и богословских взглядах» (1997, с.54). В пример можно привести цель, которую ставит Кировский Библейский Институт, чью программу координирует автор работы: «Кировский Библейский Институт – это очно-заочная программа, направленная на обучение и духовное формирование пасторов и миссионеров ЕХБ Кировской области.» [1]
Целью эффективного обучения в КБИ мы видим не только получение студентами знаний в области теоретических богословских дисциплин, но и формирование зрелого посвященного служителя, а также умение применять полученные теоретические знания в различных областях пасторского служения.

4. Процесс обучения

Цель обучения определяет ход образовательного процесса. Для того, чтобы обучение было эффективным и способствовало «совершению» ученика для служения необходимо соответствующим образом планировать программу обучения. Она должна быть: (1) основана на принципах авторитета, достаточности, непогрешимости Священного Писания и отражать христианское мировоззрение [2]; (2) содержать в себе теоретические курсы и курсы по практическому богословию; (3) включать элементы менторства, то есть метод обучения не должен сводиться к лекционным занятиям, целесообразно дополнять его семинарами, индивидуальными консультациями и даже душепопечительской работой.
Соотношение лекционных, практических и индивидуальных занятий варьируется в каждой школе и зависит от требований определенной аккретидитационной организации. Хотелось бы видеть, чтобы в очных программах объем лекционных часов не превышал 70%, в заочных – 50% от общего количества часов.

5. Связь процесса обучения с поместной церковью.

Писание ясно указывает на то, что всякое служение должно быть связано с церковью. В особенности это касается христианского богословского образования. Чем больший акцент на академических знаниях ставит учебное заведение, тем больше оно отрывается от поместной церкви и ее нужд. Еф.4:16 описывает церковь как «тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена».
Если богословская школа готовит служителя не «вне церкви», а «для церкви» (что и требуется от нее – ст.12), то необходимо, чтобы в процессе обучения существовала связь с церковью. Это может выражаться в наличии попечительского совета у учебного заведения из представителей церкви (церквей) региона, требованию к церковному членству преподавателей и студентов, организация практики студентов в поместной церкви. В последнее время большое количество богословских школ пошли по пути отрыва от поместной церкви. К концу 20-го века сложилась определенная концепция, что богословие – это научная дисциплина и она должна находиться лишь в рамках университетов, церковь в этом случае оказывается не у дел (Farley, 1983). Стэнли Хэрвас (Stanley Hauerwas) пишет: «Я боюсь, что богословское образование совсем оторвалось от формата церкви» (1985).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, необходимо отметить, что в Библии оставлены принципы для христианского образования. В Еф.4:11-16 содержатся важнейшие постулаты: учительство – это дар от Бога; ученику необходимо иметь правильное отношение к процессу обучения и быть готовым учиться; цель христианского образования в духовной зрелости студента и подготовке его для служения; процесс обучения должен включать в себя академическую подготовку и менторство; образование должно происходить неотрывно от поместной церкви.

[1] Программа богословского образования г.Киров. п.1

[2] В этой связи стоит сказать, что в современном христианском образовании нередки случаи, когда программа отображает в большей степени секулярное мировоззрение. Есть попытки построения библейских курсов, рассматривающую Библию не как авторитетное, безошибочное Слово Божье, а как литературу мудрости, достоянии истории и т.д. Как отмечено, существует страх, что если учебные программы будут строится с препозиции авторитета Библии, то это повлечет их оценку как «сектанских и непрофессиональных» (Hill, 2002).


Филиппов Д.Ю.
Эту страницу просмотрело 701 чел.


Каждому посетителю, просмотревшему данный материал, предлагается выразить свое мнение по существу рассмотренной темы, чтобы получился конструктивный диалог.
Таким образом, по данному материалу вы можете выразить свой взгляд в формате статьи, аудио или видео. Форма для отправки вашего мнения находится ниже.
Добавить комментарий
 

Добавить комментарий:

Ваше имя обязательно
Ваш E-mail обязательно
Комментарий обязательно
Файл материала, если имеется
Вы можете отправить текстовый документ, аудио или видео файл (не более 20 Мб.)
не обязательно
Введите защитный код
обязательно
Biblezoom.ru -  Исследование библейского текста. Масоретский текст и Септуагинта
Статистика посещаемости сайта:

Copyright © 2012 Церковь ЕХБ "Преображение"
Использование материалов сайта возможно только с разрешения его автора
Сайт изготовлен веб-студией "Оптимапроект" - www.oppr.ru