Церковь ЕХБ «Преображение»
Община Евангельских Христиан - Баптистов в г. Киров
Веруем в Иисуса как Царя на небе и на земле, Который является Богом и человеком, и Который был распят за нас на кресте при римском наместнике Понтии Пилате, и Который умер за нас, и Который воскрес из мёртвых, и явился в теле, и Который вознёсся на небеса, и Который скоро придет во второй раз на землю.
 
// ГлавнаяСтатьиЕфесская церковь в книге Откровения: побеждающее христианство Вернуться назад
Ефесская церковь в книге Откровения: побеждающее христианство
ВВЕДЕНИЕ

Каждая церковь переживает моменты духовного подъема и периоды трудностей. Эти трудности могут быть связаны с гонениями, проблемой лжеучений, отсутствия единства между членами церкви. Однако какой бы момент не переживала община, ей необходимо знать, что существует Тот, кто контролирует происходящее и держит поместную церковь в своей руке. В конечном итоге все действия общины пройдут через суд Иисуса Христа, «Ходящего посреди» церкви, как Он назван в Отк.2:1. Ефесская церковь, активно служащая Богу и известная своей верой и любовью между верующими, столкнулась с проблемой лжеучений. Попытка избавить общину от лжеучителей привела к потере царившего в церкви духа любви. Именно потеря любви ставится Богом в упрек ефесянам. Церкви предлагается покаяться и восстановить атмосферу любви среди верующих. Побеждающая община разделит в вечности престол Победителя, Самого Иисуса Христа.

Данная работа основана на тексте Отк.2:1-7 и ставит перед собой цель его исследовать и истолковать. Этот отрывок является первым из так называемых «посланий к семи церквам». Работа построена таким образом, что в первой части представлена общая характеристика отрывка. В начале решается вопрос авторства книги и рассматривается проблема датировки. Последнее важно, так как сделанный вывод о том, что книга писалась в период жесточайшего гонения на христиан во время императора Домициана, помогает объяснить наличие эсхатологической направленности в тексте. Исследуется также структура Отк.2:1-7: отрывок состоит из вводной части, характерной для письма; содержания послания, в котором оценивается положительное и отрицательное в общине Ефеса. Далее следует пророческое высказывание о возможном падении общины в случае, если она не исправится. Заканчивается текст апокалиптическим речением.

В этой же части работы говорится о жанре книги. Понимание жанра помогает выбрать метод истолкования. В своем исследовании автор придерживается метода «толкования с точки зрения прошлого» с оговоркой на то, что книга откровения не является чисто апокалиптической. Изучаемый отрывок содержит элементы пророчества и эпистолярного жанра. Таким образом, для правильного толкования текста крайне важно знать, что происходило в общине, к которой обращено послание в то время. Вместе с тем обетование, данное Ефесской церкви, всецело распространяется на всех верующих.

Во второй части работы автор переходит к изучению и объяснению текста Отк.2:1-7. Экзегетика и толкование не выделены в отдельные главы, а расположены последовательно по каждой теме отрывка. По мнению автора, метод выбран верно и поставленная задача решена: дано объяснение содержания текста, рассмотрены проблемные места, выделены основные богословские темы.

1. Общая характеристика текста Откр.2:1-7

Традиционно авторство Иоанна ставится под сомнение. Так, предполагается, что автор использует некий псевдоним, который позволяет ему ссылаться на авторитет ап. Иоанна. Согласно этому взгляду, автор выступает от первого лица только в четырех фрагментах книги (1:1, 4, 9; 22:8), оставшиеся же компоненты книги составляют нарротивное повествование и говорят об авторе как участнике и свидетеле событий, описанных в книге Откровения. Приверженцы такой критики утверждают, что книга претерпела несколько редакций, в том числе и анонимную редакцию (Aune, 1997). Такие авторитетные богословы как Эразм Ротердамский, Лютер, Цвингли высказывали сомнения в авторстве Иоанна, преимущественно потому что не соглашались с идеей тысячелетнего правления Христа (Walvoord, 1983-1985).

Однако нижеследующие доводы, по мнению автора работы, должны обозначить совокупность внутренних и внешних доказательств, указывающих на аутентичность авторства Иоанна. (1) Ранняя церковь категорично высказывалась за то, что книга Откровение была написана автором четвертого Евангелия, то есть апостолом Иоанна. Об этом писали Юстиниан Мученик, Иереней, Тертуллиан, Клемент Александрийский (Robertson, 1997). Гарнак, Моуссет представляли точку зрения, согласно которой Иоанн, написавший Откровение, - это некий пресвитер Иоанн, возглавлявший одну из церквей в конце первого столетия и оставшийся для нас неизвестным (Aune, 1997).

Данное предположение видится маловероятным. Трудно представить, что мужи апостольские ничего не слышали о пресвитере Иоанне и что такая яркая личность (а автор Откровения без сомнения был величайшей личностью) осталась совершенно неизвестной потомкам. (2) Словарный запас книги Откровения и Евангелия от Иоанна идентичен, «хотя и использован для написания разных по стилю работ» (Keener,1993). Интересно, что в современной науке критерий идентичности словарного запаса также используется при разрешении вопроса о том, являются ли два текста написанными одним автором.

Вопрос авторства тесно связан с датировкой книги и представляет собой практическое значение. То, когда Иоанн написал Откровение влияет на то, что представлял из себя город Ефес, ефесская церковь. Для правильного толкования Откр.2:1-7 верная реконструкция исторического контекста играет большую роль, а следовательно необходимо определиться с датой написания книги. Существует два наиболее распространенных варианта датировки откровения. Одна из них датирует книгу серединой Iго века и связывается с гонениями при Нероне (Aune, 1997). Однако большинство ученных ставят более поздние даты – вторая половина 90х годов, вероятнее всего именно в это время Иоанн был сослан на остров Патмос.

Eusebius, in summing up the tradition of the Church on this subject, assigns Johns exile to Patmos, and consequently the composition of the Apocalypse, to the latter part of the reign of Domitian (81-96 AD). Irenaeus (circa 180 AD) says of the book, "For it was seen, not a long time ago, but almost in our own generation, at the end of the reign of Domitian" (Adv. Haer., v.30, 3). This testimony is confirmed by Clement of Alexandria (who speaks of "the tyrant"), Origen, and later writers (Lewis, 1996).

Книга Откровение совмещает в себе три жанра: письмо, пророчество и апокалиптическое писание. Первое в большей мере относится к главам 1-3, в них присутствуют характерные для эпистолярия обращение автора письма и указание на адресат. Пророческий жанр раскрывается в том, что Иоанн, подобно ветхозаветным пророкам, говорит о будущем суде над народом, а также избавлении при условии покаяния (пример такого пророчества в исследуемом отрывке – 2:5). Апокалиптическое писание как жанр можно определить по Колинсу следующим образом: «Это жанр, в ходе повествования которого человеку возвещается откровение существом из другого мира, открывается трансцендентная реальность, как временная…так и пространственная.» (Маршал, 2004, с.20) Апокалиптической литературе характерен символизм, а тематика носит выраженную эсхатологическую окраску.

У исследователя может возникнуть вопрос: как соотнести эсхатологические настроения Откровения с конкретикой слов автора, обращенных церкви в Ефесе в 2:1-7? Представляется, что все дело как раз в соединении в книге Откровения трех жанров, некоторые ученые называют его историческим апокалипсисом. В пример можно привести книгу Даниила, фрагменты Исаии (главы 24-27). В ВЗ исторические апокалиптические писания появлялись в периоды гонений и трудностей, с которыми сталкивался Израиль (пленение, разрушение Иерусалима), подобные события происходили и во время написания Откровения. Ряд исследователей настаивают на том, что Откровение – это книга исключительно пророческая или напротив, имеет лишь апокалептическую направленность. Автор же работы, соглашаясь с Оуне (Aune), полагает, что перед нами предстает писание, соединившее в себе черты всех указанных жанров (Aune, 1997). Это самым наглядным образом видно из изучаемого нами отрывка. Стих 1а, 2-4, 6 – содержат элементы жанра эпистолярного, стих 5 – пророческого, а 1б и 7 стихи скорее относятся к апокалиптическому жанру.

Сделаем анализ структуры данного отрывка. Текст взят в переводе еп.Кассиана (2002).

I. Вступление

1 Ангелу церкви в Ефесе напиши:
         Так говорит Держащий семь звезд в правой Своей руке.
                               Ходящий между семью светильниками золотыми:
 
II. Содержание послания: положительное, отрицательное, последствия непослушания
 
2                                 "знаю дела твои
                                              и труд
                                              и терпение твое
                                              и что ты не можешь переносить злых,
                                              и испытал называющих себя апостолами, (а они е апостолы),
                                              и нашел их лжецами
3                                            И имеешь терпение
                                              и много перенёс за имя Мое,
                                              и не изнемог.
 
4                              Но имею против тебя,
                                              что ты оставил первую любовь твою.
 
5                              Итак помни, откуда ты ниспал,
                                              и покайся,
                                              и твори прежние дела.
                                                         а если не так,
                                                               приду к тебе и сдвину светильник твой с места его,
                                                         если не покаешься.
6                     
                                Но то у тебя есть,  что ненавидишь дела Николаитов,
                                                                                            которые и Я ненавижу.
III. Итоговое речение

 
7   Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам.
                         Тому, кто побеждает,
                                  Я дам ему вкусить от древа жизни,
                                                                        которое в раю Божием".


Во вступлении (ст1) сказано, что нижеследующее представляет собой воззвание к Ефесской церкви. Автор послания не называет напрямую своего имени, но определяет себя через качества – «Держащий семь звезд» и «Ходящий между семью святильниками». Стихи 2-6 являются содержанием послания церкви в Ефесе. Кратко его можно разбить на несколько частей: 2,3 и 6 стихи указывают на достоинства церкви, то, что характеризуется автором послания как положительное. Стих 4й содержит негативное высказывание, упрек. Пятый стих говорит о последствиях, которые наступят, если церковь не исправит то, в чем ее обвиняют. Особенный интерес представляет 7й стих, он подводит итог всему сказанному и в совокупности с 1м стихом делает звучание всего отрывка эсхатологически направленным.

Нужно отметить, что данный отрывок представляет собой одно из семи посланий церквам, содержащихся в 2-3 главах. Все эти послания имеют схожую структуру. Послание церкви в Ефесе стоит первым из всего списка. Нужно отметить, что в начале каждого из них Христос назван разными именами, а в конце послания каждый раз дается описание того или иного эсхатологического события.
Исследуемый отрывок тесным образом соотносится также и с 1 главой. В ней Иоанн говорит о том, что ему открывается видение Иисуса Христа, а далее он описывает Личность, которую видит (1:9-20). В этом описании используются фразы, схожие с тем, как называет себя автор послания к Ефесской церкви, об этом будет сказано ниже.

Необходимо ответить на вопрос – является ли отрывок, содержащий послания семи церквам, отдельным текстом, не имеющий связи с последующим за 3й главой текстом или он структурно связан со всей книгой откровения. Так, Г.Штерлин (H.Stierlin) писал о существовании трех книг «откровения», одна из которых включает в себя сегмент, содержащий послания к семи церквам. Фрагментарной теории в той иной мере придерживался Боуссет (W.Bousset), Крафт (H.Kraft), Приджент (P.Prigent) (Aune, 1997). Все приверженцы отделения 2-3 глав от остального текста указывают на их явные отличия, в частности на отличия в лексике. Однако, по мнению автора работы, эти отличия гораздо проще объяснить, чем закрыть глаза на признаки единства послания церквам с остальными главами откровения. Это единство выражается, во-первых, структурно. Все семь посланий заканчиваются апокалиптическими высказываниями (2:7, 2:10-11, 2:17, 2:26-28, 3:5,9, 3:12, 3:21), которые в дальнейшем находят не просто параллели, а расширенно объясняются в главах 4-22. Второй аргумент можно обозначить как «единство темы» (Lewis, 1996). Тема всей книги откровения является противостояние Христа и церкви силам зла (сатане, его войску) и окончательная победа Бога. Эта же тема звучит в посланиях церквам. В них говорится о побеждающих верующих, об избавлении от смерти, о том, что Бог даст сесть с Ним на престоле и, наконец, заканчивается 3я глава словами «Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (3:21).

Перед тем, как перейти непосредственно к толкованию текста, необходимо отдельно остановиться на методе толкования. Метод – это инструментарий исследователя. То, какой метод использует толкователь, влияет на то, к каким выводам он придет. Так как данная работа не ставит перед собой цель анализировать разные методы толкования Откровения, мы не будем давать характеристику каждого.
Автор работы придерживается взгляда на то, что наиболее верным является метод толкования, названный Лэддом «толкование с точки зрения прошлого» (2003, с.711) с единственным уточнением, что книга откровение является не чисто апокалиптическим текстом (об этом говорилось выше), а соединяет в себе эпистолярий и пророчества. Таким образом, синтез трех жанров не дает возможности использовать при толковании только исторический подход (чисто исторический метод) или во всех текстах видеть исключительно символы (идеалистический метод). Согласимся с Лэддом: «…в Откровении присутствует отражение событий того времени, сложный символизм иудейской апокалиптической литературы был использован автором для пророческого предсказания о свершении искупительного замысла Бога (2003, с.711).»

2. Толкование Откр.2:1-7


Иисус имеет власть над церковью

Выше было отмечено, что послание к церквам несут в себе черты эпистолярного жанра. Прежде всего, это – наличие обращения автора послания и адресата. Адресат послания обозначен как «ангел ефесской церкви». Является ли тw/| avgge,lw| th/j :Efesoj evkklhsi,aj небесным существом, поддерживающим церковь или человеком, который должен возвестить послание Бога общине? Как отмечает Китель (Kittel), хотя вне НЗ контекста «ангел» редко относится к человеческому существу, в Откр.2:1 скорее всего идет речь о главе общины как ответственном лице за донесение Божьего послания. Таким образом, лицо, передающее послание становится «посланником» или a;ggeloj (Kittel, 1976).
Автор воззвания называет себя «Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (ст1). Можно с уверенностью сказать, что личность, описанная следующим образом, есть Иисус Христос. В 1й главе Иоанн прямо говорит, что он, услышав голос, обернулся и увидел посреди семи золотых светильников Сына Человеческого (1:12), который держал в правой руке семь звезд (1:16). В конце 1й главы текст сам себя объясняет: семь звезд – это ангелы семи церквей, а семь светильников – семь церквей (1:20).

Термин «правая рука», «десница» - часто используемая метафора из ВЗ, означающая Божью власть и силу, а также защиту и убежище для Своего народа (Исх.15:6,12; Ис.41:10, 48:13) (Aune, 1997). Слова «держащий» и «ходящий» отражают не только статику, но и динамику взаимоотношений между Богом и церковью, используется грамматическая форма причастия настоящего времени (pres.act.part). Бог не просто держит в руке Своих служителей и заботится о них время от времени, Он совершает это постоянно, являясь их Хранителем и Господином. Слово kratw/n имеет значение держать, хранить, контролировать; а peripatw/n – патрулировать, находиться рядом, присутствовать в любой момент (FritzRienecker, Cleon Rogers, c.815). Таким образом, грамматически и лексически автор послания делает акцент на таких своих качествах как постоянное присутствие, полный контроль, забота и охрана поместной общины и ее служителей.
Важным представляется тот факт, что Иисус по-разному называет Себя в каждом из семи посланий. Очевидно, это имеет отношение к содержанию послания. В данном случае фраза «Держащий семь звезд в правой руке» и «Ходящий посреди семи светильников» подчеркивает власть Бога. Тот, кто держит церковь силой Своей власти способен «сдвинуть светильник», если церковь перестает соответствовать замыслу Бога. Тема Божьей власти также перекликается с темой Божьей победы в 7м стихе: у Бога есть власть привести побеждающих к вечной жизни.

Жизнь и труд Ефесской общины

Далее, для адекватного толкования текста нужно ответить на вопрос – дает ли характеристика церкви в Ефесе, содержащаяся в стихах 2-6, основания говорить о соответствии реальной общине, существовавшей в то время? Вот, какую информацию можно вывести из исследуемого текста:

(1) Жизнь общины характеризуется как «дела», «труд», «терпение», «много перенесено» за имя Господне, при этом церковь «не изнемогла». По-видимому, речь идет о гонениях, с которыми столкнулась община, при этом верующие не отреклись от Бога, но продолжали верно служить Ему. Слово ko,poj, «труд» означает не просто то или иное служение, а работу до изнеможения. В 3м стихе используется ouv kopia,w - держаться, не потерять силу. Этот термин стоит в форме аориста, то есть указывает на свершившийся факт. Церковь совершала серьезное служение, не смотря на препятствия и гонения, при этом не сломалась от трудностей, не отступила от истины.
Теперь представляется необходимым взглянуть на ситуацию реальной Ефесской церкви того времени. Согласно, 19гл Деяний апостолов, церковь в Ефессе была начата апостолом Павлом. После первичной евангелизации он провел там три года, обучая новообращенных Писанию. В этой время жизнь общины характеризуется большим духовным подъемом – народ ежедневно собирается в училище Трояна на изучение Писания, происходят многочисленные чудеса. Многие люди, жившие нечестиво, занимавшиеся гаданием и колдовством, приходят и сжигают свои книги, исповедуют Иисуса Господом. В Ефесе находился храм богини Артемиды, а сам город был центром языческого поклонения. Неудивительно, что на верующих обрушились гонения со стороны язычников. В Деян.19 описан лишь один эпизод, когда церковь предстала перед публичными обвинениями: в течение двух часов поклонники Артемиды кричали: «Велика Артемида Ефеская!». Описанные события относятся ко времени основания общины, середине Iго столетия. В то время, когда Иоанн писал Откровение, можно предположить, что церковь столкнулась с еще большей агрессией со стороны язычников. Император Домициан «более других предшественников претендовал на титул божественного» (Бесли-Мюррей Д.Р, 2001, c.706). Ефес, город большой величины в языческом мире скорее всего не остался в стороне от желания императора культивировать поклонение себе и языческим богам.

(2) Вторая характеристика, данная в стихах 2-6, связана с существующим лжеучением в церкви в Ефесе. Община столкнулась со злыми людьми, лжеапостолами, которых испытала и выявила их ложь. По видимому, сказанное относится к ст.6 - община ненавидит «дела Николаитов», которые также являются мерзостью пред Богом.
Есть разное понимание происхождения термина «николаит». Так, некоторые ссылаются на Николая, прозелита из Антиохии, одного из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян.6:5), который впоследствии был отлучен. Другие понимают это имя символически (с греч. Николай – «победитель народа», с евр. – «развратитель народа») (Бесли-Мюррей Д.Р, 2001, c.706). Вопрос происхождения термина не кажется таким принципиальным. Известно, что николаиты ассоциируются с людьми, проповедующими «учение Валаама», то есть учение о компромиссе (ст.14, с этой же проблемой столкнулась и церковь в Пергаме). У отцов церкви термин «николаиты» связан с ересью, суть которой состоит в том, что благодать покрывает любое поведение, поэтому можно не сдерживаться и грешить. Например, Игнатий в послании к Траллийской церкви пишет о николаитах как людях, практикующих невоздержанную жизнь, а также тех, кто вкушает идоложертвенную пищу и вовлечен в разврат (Ignatius, 1997). Ириней в труде «Против ересей», I также упоминает о николаитах как развратных людях, от которых верующие должны держаться подальше.
The false teachers may be advocating compromise with the imperial cult, for humanly appealing reasons. “Balaam” was the most famous pagan prophet of the Old Testament and Jewish tradition and is thus provided as the pseudonym for the heretical leader of the compromisers, like “Jezebel” in Thyatira. Both claimed inspired authority for their views and may, like the Jewish Sibyls, have used their prophecies especially to commend themselves to some elements of pagan universalism (Keener, 1993).

В послании к Пергамской церкви проблема учения Валаама связана с двумя аспектами: вкушение идоложертвенной пищи и сексуальная распущенность. На примере 1Кор.8 -10 можно увидеть, что ранняя церковь находилась под огромным давлением, которое оказывало языческое мировоззрение, это проявлялось не только в богословских, но и в этических вопросах. Очевидно, в Ефесской церкви появились учителя, присвоившие себе даже авторитет апостолов, которые учили, что христианство можно совместить с языческой практикой в части вкушения идоложертвенной еды и свободы отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что ефеcская община устояла перед вызовом языческого мира: (а) не приняв призыв поклонению императору (хотя из-за этого и претерпела гонения); (б) отразив учение, возникшее изнутри, от еретиков о необходимости поиска компромисса в некоторых вопросах этики между христианством и язычеством.

Потеря любви ведет к гибели церкви

В 4 стихе используется фраза avlla. e;cw kata sou/, которая выступает параллельно утверждению во 2 стихе oi=da ta. o e;rga sou. Достоинства церкви хотя и были оценены, но остались в прошлом. «Имею» стоит в форме настоящего времени. Нужно отметить, что автор послания говорит о себе в первом лице, а не в третьем, как в 1м стихе, когда представляет себя, словно подчеркивая: «Я обращаюсь лично к тебе, община». В момент написания послания в Ефесской церкви существовала проблема, которая описана так: th.n o` avga,phn sou th.n o prw,thn avfh/kej, «любовь ты первую оставил». Слово avfh/kej, идущее от avfi,hmi в небиблейском греческом языке имеет значение «прекращать отношения в юридическом смысле» (имеется в виду развод, разрыв помолвки), в новозаветнем контексте используется в смысле бросать, оставлять, покидать (Kittel, 1976 ). Обратимся к Еф.1:15. Между написанием Павлом послания к Ефесянам и книгой Откровения существует временной промежуток в 30 лет. Во время служения Павла община в Ефесе получила известность благодаря своей крепкой вере и особому духу любви друг ко другу. После Павла церковь возглавил Тимофей, а последние годы до своей ссылки там находился апостол Иоанн, несомненно неоднократно говоривший свои «проповеди любви». Что же произошло с общиной, которая потеряла эту любовь или атмосферу любви друг ко другу? Интересно, что после предостережения, в 6м стихе сказано: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов». Можно предположить, что ефесская церковь, энергично занявшись доктринальной чисткой, разоблачив лжеапостолов и осудив николаитов, настолько возненавидела грех, что возненавидела и грешников. Скорее всего, это отношение перешло грань дозволительного и привело церковь к состоянию жесткой ортодоксии (Hemer, 2001, c.132).

Нужно отметить, что ряд богословов иначе трактует понятие «первая любовь», считая, что оно указывает на потерю общиной веры, спад активности в служении. Такого взгляда придерживаются и в среде евангельских христиан России. По этому поводу В.Каргель, сравнивая «потерю первой любви» церкви в Ефессе с современным христианством писал: « К сожалению, и теперь большинство детей Божьих оставили первую любовь, и отношения между ними и Господом уже не те, что были тогда, когда они пришли к Нему» (Каргель, 1997, с.469) Однако такое толкование не подтверждается структурой текста. Наиболее логично рассматривать утрату «первой любви» как потерю отношения любви между верующими из-за процесса очистки общины от еретиков. Вот как это можно обосновать структурой текста:

1) Фраза «первая любовь» параллельна фразе «прежние дела», что указывает на нечто, существовавшее в общине ранее. Можно ли считать, что «прежние дела» - это все, что перечисляется во 2м стихе (труд, терпение)? Скорее всего такой вывод будет неверным. В конце 3го стиха говорится, что община совершившая этот труд, не изнемогла. Если бы Христос указывал на то, что церковь в трудностях утратила веру и любовь к Богу, то очевиден был бы вывод, что верующие «изнемогли». Тогда вполне логичным казался бы призыв восстановить былую ревность. Здесь же, напротив, Иисус высоко оценивает служение церкви и их твердость посреди гоненеий.

2) Что же тогда означает «прежние дела»? В послание к Ефесаням 1:15 говорится о том, что Ефесская церковь была знаменита верой и любовью друг ко другу. Это была община, в которой царил дух любви. Может быть, это проявлялось в особого рода социальной работе – помощи вдовам, бедным членам церкви. В Деян.15 сказано, что церковь ежедневно собиралась для изучения Библии. Легко себе представить, что такие встречи заканчивались совместным вкушением пищи, общением. Дела любви Ефесской церкви были известны далеко за пределами Асии.

3) Что происходит, когда в церкви появляются еретики? Очевидно, кто-то их слушает, возможно, некоторые смущаются. За этим следуют собрания, где разрешаются вопросы чистоты учения, к «лжеапостолам», как они названы в 2:2 применяются санкции. Похоже, что Ефесская община проявила особое усердие в «испытании» лжеапостолов. Все это могло привести к тому, что та добрая атмосфера, дух любви, общения, взаимопомощи был утрачен. В этом послании Иисус указывает именно на эту проблему.

4) Структурно 6й стих относится ко 2му стиху. Он начинается со слов «но» и является как-бы допиской. Почему Иисус вновь говорит, что одобряет церковь в их отделении от еретиков? Об этом уже было сказано во 2м стихе. Нужно обратить внимание на то, что акцент ставится на слове «дела». Церковь получила осуждение за чрезмерную жесткость при решении вопроса с лжеапостолами и еретиками. Однако Иисус говорит им, что упрек в жесткости не означает, что община не должна осудить «дела» лжеучителей.
Отметим, что подобная ситуация случается нередко в церквах и сегодня. Учение, которое является искушением и не соответствует Писанию исходит от людей и воспринимается людьми. Этот «человеческий фактор» приводит к тому, что на каком-то этапе борьбы с ересью может возникнуть отношение самоправедности, чрезмерной жесткости и легализма. По мнению автора, именно о такой проблеме говорится в послании, это толкование поддерживается текстом.

Стих 5 содержит предупреждение о том, что произойдет, если ситуация не исправится. Фраза mnhmo,neue ou=n po,qen pe,ptwkaj kai metano,hson означает не падение в значении полного отступничества от Бога, а виновность общины в нарушении высоких стандартов. Слово πιπτω указывает на стремительность движения вниз (Kittel, 1976). Термин prw/ta e;rga параллелен фразе prw/toj avga,ph. Очевидно, условие, которое ставится перед церковью – возвращение того духа любви, который был утерян в связи с очищением общины от ереси. «Если не покаешься» - условие, невыполнение которого приведет к определенным последствиям. Интересно отметить, что Игнатий в своем послании к Ефесской церкви, датированное
105-110 гг., с первых строк увещевает общину быть единой и иметь любовь друг как другу (глава 4):
And do ye, man by man, become a choir, that being harmonious in love, and taking up the song of God in unison (Ignatius, 1997).
Синодальный текст, говоря о том, что произойдет в случае, если церковь не исправится, содержит фразу «скоро приду». Однако слово «скоро» отсутствует в большинстве рукописей и возможно было позднее добавлено переписчиками (Jamieson, Fausset, Brown, 1997). Следует определить, что означает фраза kinh,sw th.n o` lucni,an sou. Выше уже было сказано, что светильник – это сама Ефеская церковь. «Сдвину» по-видимому означает уничтожение общины. История показывает, что именно это и произошло. Еще при жизни Иоанна церковь в Ефесе потеряла свое значение в христианском мире, а в последствии и полностью прекратила свое существование.
Eventually only a village remained of what was once mighty Ephesus, several miles from the original site of the city; due to silt deposits, it was already beginning to lose its geographical position as a coastal city in John’s day (Keener, 1993).
Победа христианина и победа Бога

Каждое из семи посланий в книге Откровения заканчивается сентенций «имеющий ухо да слышит». Здесь видна параллель с синоптическими Евангелиями (Матф.1:15, 13:1-9,43, Марк.4:9, Лк.8:8 идр.), в Евангелие от Иоанна и в посланиях она не встречается. Возможное объяснение состоит в том, что данная фраза является не столько аллюзией из синоптических евангелий, сколько ссылкой на ветхозаветний призыв «Слушайте Слово Господне» (Ам.3:1, 4:1, 5:1) (Keener, 21). Необходимо также решить вопрос, что такое pneu/ma. Некоторые исследователи считают, что здесь упоминается Дух Святой как третья личность Троицы (Carson, 1994). Однако, по мнению автора работы, необходимо учитывать профетический характер фразы o` e;cwn ou=j avkousa,tw ti to pneu/ma le,gei tai/j evkklhsi,aijÅ Эту фразу следует скорее всего рассматривать как единое профетическое высказывание, имеющее целью (а) призвать слушателей к особому вниманию к тому, что будет возвещено; (б) указать на источник провозвестия авторитет говорящего (это слова Божьи).

Во второй половине 7го стиха дается определенное обетование «побеждающему» (nika,w – побеждать в смысле завоевывать победу, как в армии. Кто этот побеждающий? По видимому, это относится к любому или к каждому христианину, победившему трудности, гонения, искушения ересями итд. Маловероятно, чтобы это определение касалось только христиан конкретной общины в Ефесе, очевидно, что обетование имеет универсальный характер. Это вытекает и из жанра данного текста.

Далее необходимо понять, что имеется в виду под обещанием fagei/n evk tou/ o xu,lou th/j o` zwh/j( o[ evstin evn tw/| o` aradei,sw| para,deisoj tou/ o` qeou/. Понятие «древо жизни посреди рая Божьего» является аллюзией Быт.2:9. После грехопадения путь к этому дереву был закрыт для первых людей. Это символ того, что человек стал смертным и потерял рай, то есть вечную жизнь. Главы 21-22 книги Откровения подробно рассказывают, как падший человек, но явившийся побеждающим, будем восстановлен к жизни вечной. Кульминация победителя – 21:7: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» Дальше говорится о проигравших: «…боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и блудников, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серой…» (21:8). Нужно лишь добавить, что главный Победитель – это Сам Иисус Христос. Вся книга Откровения говорит о победе Бога над силами зла. Понятие «победа» верующего имеет особое звучание у Иоанна. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера ваша. Кто побеждающий, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин. 5:4)

«Побеждать – значит, остаться верным, как бы ни препятствовал этому мир сей… Это слово наводит на мысль о борьбе, присущей христианской жизни в межвременье. Эсхатологическое ожидание дает церкви мотивацию не сломаться в страданиях и терпеть, храня верность (Хейз, 2005, с.236).

Откр.2:1-7 начинается с представления Иисуса Христа как имеющего власть и контроль над церковью, а заканчивается обетованием побеждающему, которое удостоверяется Личностью самого главного Победителя. Таким образом, можно сделать вывод, что побеждающим христианин становится тогда, когда находится рядом с Победителем, Самим Иисусом Христом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе сделано исследование и дано толкование текста послания к Ефесской церкви (Откр.2:1-7). Данное послание представляет интерес для современных христиан по нескольким причинам: (1) Оно показывает характер Бога как хранителя церкви и имеющего власть над нею. В каждой общине есть своя жизнь, динамика развития, рост или падение, - но ничто из происходящего не остается вне контроля Божьего. Бог постоянно находится посреди церкви, держит в Своей руке ее служителей. Он благословляет общину за верность и судит за отсупничество. Современная поместная церковь должна знать, что ее Господин и хранитель – Иисус Христос. (2) Практически каждая церковь сталкивается с лжеучениями. Они могут исходить извне от людей неверующих, но могут иметь корни и среди членов самой общины. В вопросе чистоты учения, чистоты от компромиссов церковь должна стоять на позиции «ненавидеть дела», которые ненавидит Господь и удаляться от них. Однако при этом церковь не должна терять дух любви, руководствоваться личными амбициями, иметь мотивацию мести, самовосхваления в осуждении другого – все это так легко случается, когда верующие занимаются «изгнанием еретиков». Об этом предупреждается в послании к Ефесской церкви. (в) Христианские общины, равно как и каждый христианин, сталкиваются с многими трудностями в земной жизни. Это могут быть трудности гонений, болезней, смерти близких итд. Бог дает великое обетование вечной жизни побеждающему. При этом Он и Сам – победитель.



Филиппов Д.Ю.
Эту страницу просмотрело 16373 чел.


Каждому посетителю, просмотревшему данный материал, предлагается выразить свое мнение по существу рассмотренной темы, чтобы получился конструктивный диалог.
Таким образом, по данному материалу вы можете выразить свой взгляд в формате статьи, аудио или видео. Форма для отправки вашего мнения находится ниже.
Добавить комментарий
     
  Альбина Пищуркова (16 января 2013 г.)

Денис, спасибо за статью. Очень тяжело противостоять компромиссам в церкви на уровне руководства, но благодарение Богу, что здесь я нашла ответ, от которого мир в моем сердце восстановлен. Да благословит вас Господь!
 
   
 

Добавить комментарий:

Ваше имя обязательно
Ваш E-mail обязательно
Комментарий обязательно
Файл материала, если имеется
Вы можете отправить текстовый документ, аудио или видео файл (не более 20 Мб.)
не обязательно
Введите защитный код
обязательно
Biblezoom.ru -  Исследование библейского текста. Масоретский текст и Септуагинта
Статистика посещаемости сайта:

Copyright © 2012 Церковь ЕХБ "Преображение"
Использование материалов сайта возможно только с разрешения его автора
Сайт изготовлен веб-студией "Оптимапроект" - www.oppr.ru