Церковь ЕХБ «Преображение»
Община Евангельских Христиан - Баптистов в г. Киров
Веруем в Иисуса как Царя на небе и на земле, Который является Богом и человеком, и Который был распят за нас на кресте при римском наместнике Понтии Пилате, и Который умер за нас, и Который воскрес из мёртвых, и явился в теле, и Который вознёсся на небеса, и Который скоро придет во второй раз на землю.
 
// ГлавнаяСтатьиАлкоголь и Библия Вернуться назад
Алкоголь и Библия
Введение

Данная работа затрагивает этический аспект библейского учения об алкоголе в контексте современной России. На нынешнем этапе развития страны проблема алкоголизма весьма актуальна. За последние два года количество хронических алкоголиков в стране выросло на 30%. Пьянство в России имеет глубокие исторические корни, русский человек к нему генетически предрасположен.
Церковь Евангельских Христиан Баптистов пытается бороться с этим явлением полным запретом на употребление спиртных напитков среди своих членов. Данная работа отвечает на вопрос, насколько этот этический выбор соответствует учению Библии.
В первой части работы исследуется вопрос употребления алкоголя в Ветхом и Новом заветах. Делается вывод о том, что в целом Библия не запрещает употреблять алкогольные напитки, однозначно осуждается лишь пьянство. Вместе с тем, Новый Завет вводит дополнительный принцип для христианских общин – необходимо отказываться от употребления вина, если это ведет к соблазну других.
Вторая часть работы приводит фактический материал о проблеме алкоголизма в России, а также содержит выводы о том, какая позиция по отношению к алкоголю наиболее библейски обоснована. По мнению автора работы, в отношении употребления спиртосодержащих напитков следует применять ситуативный подход.
Для достижения поставленных задач в работе использовался экзегетический, статистический, сравнительно-исторический методы.

1. Алкоголь в Библии.


1.1 Алкоголь в Ветхом Завете: понятие и принципы.


В Ветхом Завете слова, означающие алкогольный напиток, можно разделить на три категории. К первой относятся !yIy: и ab,so (евр.), которые имеют в виду «перебродивший виноградный сок, содержащий алкоголь» и чаще всего переводятся как «вино» (Вт.32:14; Ис.1:22; Ос.4:18). Это вино делалось на основе винограда, но было больше, чем виноградный сок, оно обладало способностью вызывать интоксикацию у человека, то есть состояние опьянения (пример с Ноем, Бытие 9:20). Вторая группа слов относится к поэтическому языку: sysi[ (евр.) и переводится как «ароматное вино» (П.Пес.8:2), «виноградный сок» (Ам.9:13; Иол.1:5) . Третья категория включает в себя слово rkve (евр.) секера. Данный напиток был высокоалкогольным, он готовился не из винограда, возможно из ячменя. Существует ясное разграничение вина и сикеры в том смысле, что сикера – это более сильный напиток (1 Царств.1:15; Ис.5:11;22).

Итак, многообразие слов в ВЗ, указывающие на алкогольный напиток, и их довольно частое употребление свидетельствует о том, что вино и более крепкие напитки не были редкостью в среде Израильского народа. Необходимо проследить, говорит ли ветхозаветный текст об употреблении алкоголя в позитивном свете или же дает алкоголю как явлению негативную оценку.
Во-первых, в ВЗ есть ряд мест, которые показывают, что вино было частью культурной и религиозной жизни Израиля. Например, вино возливали на святое место, на жертвенник (Числ.28:7), а обязанностью левитов было следить за утварью в храме, куда входили и сосуды с вином (1Пар.9:29). Во время праздника первых плодов вместе с жертвоприношением агнца, на жертвенник ставилось хлебное приношение и вино (Лев.23:13). Вино было неотъемлемой частью гостеприимства: Мелхиседек, встречая Авраама, среди прочих приношений имел вино (Быт.14:18), Авигея встретила Давида с вином (1Цар.25:18). Вином сопровождали прием пищи (Суд.19:19, 2Пар.11:11), по-видимому, разбавляя его водой. Разбавление происходило в разных пропорциях, но чаще всего это было соотношение один к трем, содержание алкоголя в таком вине не превышало 4-5%.

Вино в ветхозаветное время использовалось не только для утоления жажды и как обрядовый элемент, но и для увеселения. Во время свадеб, других торжеств вино приносилось для поднятия настроения гостей, а хорошее вино считалось особенным угощением (Есф.1:7-9, 2Цар.3:20-21). В Ис.25:6 сказано, что сам Господь сделает трапезу для всех народов «из тучных явств» и «чистых вин».
Среди положительных моментов использования алкоголя в ВЗ следует упомянуть, что вино использовалось в медицинских целях («вино для питья ослабевшим» - 2Цар.16:2), а также как средство оплаты труда людям, строившим храм Соломона (2Пар.2:15).
Вместе с тем в ВЗ содержится немало мест, где говорится о злоупотреблении алкоголем. Притч.20:1 называет человека, «увлекающегося» вином и сикерой, неразумным, а чуть дальше в 23й главе красочно описывает такого человека: « У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза?» (ст.29). Данный отрывок проводит черту, разделяющую дозволенное и недозволенное употребление алкоголя. Тот, кто перешел эту черту – «увлекающийся вином», он «долго сидит за вином», отрезвев, вновь начинает поиск вина - все это указывает на привычку пить до алкогольного опьянения. Здесь же сказано и о том, почему вино опасно – чрезмерное его употребление ведет к греховному поведению: «глаза твои будут смотреть на чужых жен и сердце твое будет говорить развратное». Пьянство становится уже не просто нежелательным социальным явлением, а грехом. Ветхий Завет приводит и конкретные примеры, когда чрезмерное употребление вина привело к негативным последствиям – история Ноя (Быт.9), Навала (1Цар.25:36-37), Амнона (2Цар.13:28) .

Таким образом, подводя итог, нужно отметить, что ВЗ не содержит выраженного учения об отношении к алкоголю. Можно сделать вывод о том, что употребление вина, чаще всего разбавленного водой, было вполне обычным явлением в Израиле и Ветхий Завет в большинстве случаев к алкоголю вполне благосклонно относится. Однако в тоже время подчеркивается опасность пьянства. Состояние опьянения угрожает жизни и здоровью человека (как в случае с Навалом и Амноном), побуждает его совершать неразумные поступки (как в случае с Ноем), а также ведет к греховному образу действий. Не случайно, левитам и назореям было запрещено пить вино и секиру (Суд.13:4,5). Во-первых, это ставило их в положение риска перейти норму, опьянеть и совершить греховное действие, а во-вторых, подчеркивало их святость и отделенность от всего, что могло бы иметь отношение ко греху.

1.2 Алкоголь в Новом завете: понятие и принципы.

В Новом Завете слова, означающие алкогольные напитки, соотносятся с ветхозаветными категориями. Это oi=noj (параллельно !yIy: (яин)), перебродивший виноградный сок, то есть вино; si,kera (греч.) сикера крепкий алкогольный напиток изготовленный из сладкой смеси зерна и овощей, из сока фруктов или из мёда e)., понятие, заимствованное из ВЗ (rkv евр.)и означающее крепкий алкогольный напиток и gleu/koj (греч.) сладкое молодое вино. В сравнении с В.З. oi=noj используется гораздо реже, однако также имеет, как положительный, так и отрицательный оттенок. Употребление вина было неотъемлемой частью жизни людей, к которым обращено учение Иисуса Христа и которые несли на себе наследие ветхозаветного периода.
Первое упоминание вина в НЗ относится к Иоанну Крестителю. Он, будучи посвященным на служение Богу, воздерживался от употребления алкоголя (Лк.1:15). Напротив, Сам Иисус пил вино, что явствует из Матф. 11:19; Лук. 7:34.. Согласно Евангелия от Иоанна, Иисус совершил чудо, превратив воду в oi=noj (Ин.2:1-11), Он мотивировал это тем, что является женихом на брачном пире и понятие Назарейства не относятся к Нему. Хотя в описании последней Вечери вино не фигурирует, оно безусловно присутствовало на столе, о чем говорят слово «чаша» и фраза «пить от виноградного плода» (Мк.14:25). Интересно отметить, что на факт того, что вино не ассоциировалось с чем-то отрицательным указывает сравнение его с кровью Иисуса Христа. Именно чаша и хлеб последней Вечери Иисуса с учениками стали символизировать жертву Христа. На кресте Иисусу преподнесли вино, смешанное с миром (Мк.15:23), которое было способно притупить ощущения боли.

Мы рассмотрели примеры позитивного отношения к вину в Евангелиях, тем не менее в них говорится и о зле, которое несет алкоголь. Иисус негативно отзывается о пьянстве: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались…пьянством». В одной из притч пьянство косвенно показано в негативном свете, так как относится к «неверному рабу», который среди прочего «пил с пьяницами» (Матф.25:49).

В паулинистической литературе теме алкоголя не уделяется большого внимания, однако содержится ряд важных для нас замечаний. В послании к Римлянам Павел пишет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (14:21). Из этого стиха следует во-первых, что обычные новозаветные верующие пили вино (как и ели мясо), а во-вторых, что в некоторых случаях употребление виня нарушает закон любви к ближнему. Закон любви в данном случае имеет преимущественное значение над дозволением употреблять вино в умеренных дозах, поэтому Павел говорит о недопустимости употребления вина, если это ведет к соблазну другого верующего.» Осуществление христианской свободы всегда должно соизмерять с нуждами других.»
Второй важный момент: НЗ однозначно осуждает пьянство. Павел предлагает не общаться с тем, кто называет себя христианином и при этом пьянствует (1Кор.5:11). Таким образом, сам факт пьянства выводится за рамки приемлемого для верующего поведения, то есть по сути приравнивается ко греху (Еф.5:18). В 1Кор.6:10 сказано, что «…пьяницы Царства Божьего не наследуют». Говоря о недопустимости злоупотребления служителем алкоголя, Павел по сути дает определение пьянству – это «пристрастие к вину», в греч. mh. oi;nw| pollw/| prose,contaj или употребление слишком большого количества вина (1Тим.3:3,8).
Третий принцип: пьянство неправильно потому, что ведет к распутству. Эта мысль параллельна учению книги Притч о том, что чрезмерное употребление алкоголя делает человека наиболее подверженным к совершению греховных поступков и связывается с половой распущенностью, проституцией, безнравственным поведением.
И, наконец, последнее, что необходимо отметить, Павел напрямую писал об употреблении вина Тимофею в медицинских целях (1Тим.5:23). Возможно Тимофей решил совсем отказаться от употребления напитков, содержащих алкоголь, чтобы не соблазнять верующих и Павел пишет о том, что в таком аскетизме нет необходимости. Можно также предположить, что Тимофей, слабый здоровьем, употребляя только воду, которая была не очень хорошо очищена, нуждался в вине как в антисептике.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что НЗ не говорит о вине как о безусловном зле. Его употребление разрешалось верующим, за исключением двух случаев:

1) чрезмерное принятие алкогольных напитков (пьянство или в греч. oi;nw| pollw/| prose,contaj);
2) употребление вина, если это провоцирует к соблазну других людей, более консервативных взглядов.


Таким образом, библейское учение об алкоголе в НЗ более ясно формулируется. Пьянство видится уже не только как состояние, могущее привести ко греховной практике, но само по себе называется грехом. Кроме того, грехом может стать не пьянство, а даже умеренное употребление вина, если это приводит к соблазну других.

2. Этический аспект учения Библии об алкоголе в свете современной России.

2.1 Фактическая ситуация употребления алкоголя в России: прошлое и современность.

Употребление алкоголя в России имеет глубокие корни. Как известно, князь Владимир Святославович, когда к нему пришли мусульманские послы, чтобы предложить мусульманство в качестве государственной религии для Руси сказал: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти". Мусульманство с полным запретом на употребление алкоголя показалось русскому правителю религией, которая никогда не приживется на Руси. Хотя традиционными хмельными напитками были слабоградусные медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, русское застолье не мыслилось без большого количества алкоголя. С 1386г в Россию стали завозить виноградный спирт, а с 1448 года его стали делать сами из ржаного сырья. Свидетельство о пьянстве в России появляется со второй половины 16 в. Так, Стоглавый Собор призывает: «Пить вино во славу Божью, а не во пьянство».
Динамику роста потребления алкоголя можно проследить по увеличению количества кабаков в период с 16 по 19вв. В 1552г – 1 кабак, в конце XVII – в каждом городе по одному кружечному двору, в 1852г кабаков 77838, а после 1863г их число перевалило за полмиллиона. А как же обстоят дела с потреблением алкоголя сегодня? Только по официальным данным на сегодняшний день в России насчитывается около 2,2 млн алкоголиков и более 400 тыс. сильно пьющих. Приведенные цыфры отражают только зарегистрированных пациентов, что уже соответствует 1,5% населения. При этом водка и другие крепкие напитки составляют более 70% всей алкогольной продукции, продаваемой в стране.

Если в советский период с пьянством государство и общество как-то пыталось бороться, то сейчас оно принимает ничем не сдерживаемый характер. Безработица, низкий уровень жизни, порождающий отсутствие возможности проведения культурного досуга, приводит к тому, что люди могут отдохнуть только «в кругу бутылки». Пьянство наносит российскому обществу огромный вред. В 2000г от злоупотребления алкоголем умерло 47 тысяч человек, в состоянии алкогольного опьянения было совершено половина убийств и фактов причинения вреда здоровью. По статистике за последние 2 года количество алкоголиков выросло на 30%, а потребление алкогольных напитков подростками увеличилось в 3 раза.
Существует мнение, нашедшее подтверждение научными исследованиями, что алкоголизм передается человеку генетически. Российскому контексту свойственно то, что доля потребления крепких напитков крайне велика, в отличие от жителей Западной Европы или Америки. В то же время именно потребление напитков, содержащих большой процент алкоголя вызывает зависимость.

2.2. Ситуативный подход к решению проблемы алкоголя

Столкновение неизбежно, когда речь заходит о применении учения Библии в современном контексте. Культура употребления алкоголя персонажей ВЗ и НЗ сильно отличается от привычного использования спиртных напитков в России. Низкое содержание алкоголя, употребление разбавленного вина преимущественно в гастрономических и бытовых целях не порождали проблему пьянства в таком масштабе, как она существует в нашей стране. Также климатические условия (невыносимая жара) не позволяли употреблять алкоголь в больших количествах. В данном случае вышеописанные признаки характеризуют Южную модель употребления алкоголесодержащих напитков. Такая модель существует и сегодня в ряде южных регионов (Грузия, Армения, Молдавия). Веками в них выращивался виноград, передавалась рецептура, ценился аромат и вина изготовлялись без добавления спирта. В Южной культуре - больше эстетики и злоупотребление алкоголем, пьянство считается позором.

Россию же можно отнести к Северной модели потребления алкоголя. Малосодержащие алкоголь напитки вытеснены более крепкими настойками, водкой, самогоном. Этому способствовали холодные климатические условия: использование для брожения пшеницы, а не виноградного спирта; наличие у крестьян большого количества свободного времени в виду короткого посевного цикла. Чрезмерное употребление крепких алкогольных напитков не являлось чем-то позорным, напротив, сильно пьющий русский мужик был героем. Таким образом, через многие поколения у русского народа сформировалось устойчивая (по утверждению врачей, передаваемая генетически) тяга к алкоголю. На современном этапе развития страны ситуация усугублена общим экономическим кризисом.
Как было показано в первой части работы, Библия не запрещает употребление алкоголя в разумных количествах, однозначно осуждается лишь пьянство. Да и сегодня, вряд ли среди христианских церквей найдутся такие, что не придают пьянству статус греха – слишком категорично называет его грехом сама Библия. Споры лишь возникают в отношении того, можно ли употреблять алкоголь вообще.

На этот счет, в НЗ содержится принцип, который необходим для применения в христианских общинах: отказ от всякого употребления вина, если это служит соблазном. По-видимому, на этот принцип ссылается церковь ЕХБ России, вводя для своих прихожан правило о воздержании от употребления алкоголя. Так евангельская церковь пытается бороться с пьянством в России, ведь среди ее членов немало бывших алкоголиков либо людей, никогда не употреблявших алкоголя, но имеющих генетическую предрасположенность (наличие родственников - алкоголиков). Полезно ли для них данное установление церкви? Безусловно. Оно соответствует принципу НЗ о предупреждении соблазна. Однако в то же время, обязуя всех верующих отказаться от алкоголя, церковь, устанавливает очень высокий стандарт. Определенно, эта планка выше той, что устанавливает Писание. Единичные случаи употребления алкоголя допустимы, все их перечислить невозможно. Это может быть ситуация, когда существуют медицинские предписания, либо когда христианин оказывается в среде людей, имеющих высокую толерантность к алкоголю и не склонных к пьянству. Во фразе «отказ от вина, если это служит соблазном» ключевую нагрузку имеет последняя часть. В конечном итоге христианин сам имеет свободу решать, употреблять ему вино (алкоголь) или нет, но при этом необходимо наблюдать, чтобы его действия не послужили соблазном другим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа ставила перед собой задачу осветить тему Библии и алкоголя в контексте современной России с позиции этики.
В первой части работы сделан анализ понятия «вино», «пьянство» в Ветхом и Новом завете. В целом, Библия не налагает запрет на употребление алкоголя. Более того, в культуре Израильского народа, использование вина было скорее нормой, чем предосудительным поступком. Вместе с этим, имеется новозаветный принцип об отказе от употребления алкоголя в случае, если это служит соблазном другим.

Во второй части работы приведены статистические данные, свидетельствующие о том, что в России на современном этапе существует серьезная проблема с алкоголизмом. Пьянство идет к нам из истории. У русского человека это больше, чем традиция, но генетическая предрасположенность. Церковь ЕХБ для решения проблемы искушения пьянством среди своих членов, приняла решение об отказе от всякого употребления алкоголя. Такое решение предъявляет намного более высокий стандарт, чем того требует Библия. Существуют ситуации, когда умеренное целевое употребление алкоголя не будет нарушением библейской заповеди.
В виду ограниченного объема работы, в ней не приводится исчерпывающий экзегетический анализ понятия «алкоголь» в Библии, а обозначаются лишь ключевые моменты. Автор также ограничивается ссылкой в работе на церковь ЕХБ. Темой дальнейшего исследования может стать сравнение подхода к решению проблемы алкоголя евангельскими христианами и Русской Православной Церковью.


Филиппов Д.Ю. 2004 г.
Эту страницу просмотрело 13078 чел.


Каждому посетителю, просмотревшему данный материал, предлагается выразить свое мнение по существу рассмотренной темы, чтобы получился конструктивный диалог.
Таким образом, по данному материалу вы можете выразить свой взгляд в формате статьи, аудио или видео. Форма для отправки вашего мнения находится ниже.
Добавить комментарий
 

Добавить комментарий:

Ваше имя обязательно
Ваш E-mail обязательно
Комментарий обязательно
Файл материала, если имеется
Вы можете отправить текстовый документ, аудио или видео файл (не более 20 Мб.)
не обязательно
Введите защитный код
обязательно
Biblezoom.ru -  Исследование библейского текста. Масоретский текст и Септуагинта
Статистика посещаемости сайта:

Copyright © 2012 Церковь ЕХБ "Преображение"
Использование материалов сайта возможно только с разрешения его автора
Сайт изготовлен веб-студией "Оптимапроект" - www.oppr.ru