Церковь ЕХБ «Преображение»
Община Евангельских Христиан - Баптистов в г. Киров
Веруем в Иисуса как Царя на небе и на земле, Который является Богом и человеком, и Который был распят за нас на кресте при римском наместнике Понтии Пилате, и Который умер за нас, и Который воскрес из мёртвых, и явился в теле, и Который вознёсся на небеса, и Который скоро придет во второй раз на землю.
 
// ГлавнаяСтатьиВзгляд Иисуса Христа на развод и прелюбодеяние Вернуться назад
Взгляд Иисуса Христа на развод и прелюбодеяние
Тема брака, развода, прелюбодеяния была актуальной во время земного служения Христа, она остается актуальной и сегодня. Некоторые группы верующих считают, что существует целый ряд причин, которые легализируют развод в церкви. Другие учат, что лишь супружеская измена может послужить поводом к расторжению брака. Наименее популярная позиция говорит о невозможности развода вообще.
    Данная работа изучает учение о разводе, браке, прелюбодеянии на основании слов Иисуса Христа. В первой части прослеживаются параллели Ветхого Завета с новозаветным учением о брачных отношениях. Такой анализ представляется необходимым в виду того, что аудитория, к которой обращается Иисус имела иудейские корни, Сам Христос также, говоря о браке, делает ссылку на Ветхий Завет. Во второй части рассматривается учение Иисуса о браке, затем – о разводе и в четвертой – о прелюбодеянии. Вывод, к которому приходит автор состоит в том, что Иисус не считал развод возможным для верующего человека. Он подчеркивает божественность института брака и указывает на то, что желание Бога состоит в единстве семьи.

1.    Ветхозаветные параллели этического учения Иисуса о браке и семье.

    Иисус Христос в Своей проповеди уделил не так много внимания учению о браке и семейных отношениях. Значимыми представляются четыре отрывка: Матф.5:31-32, Матф.19:3-9, Марк.10:2-12, Лук.16:18. Данные отрывки очень похожи, лишь у Марка мы находим текст под несколько иным углом. Прежде, чем перейти к анализу указанных текстов и рассмотрению учения Иисуса, необходимо отметить наличие в нем ветхозаветных параллелей. Ярче всего они прослеживаются у Матфея. В Ев. Луки практически дословно повторяется текст Матфея. Марк же обращает свое Евангелие к язычникам и, сам имея корни иудейской традиции, адаптирует учение для людей другой культурной среды.
    Согласно Евангелию от Матфея, в начале Своего служения, Иисус проповедует приближение Царства Божьего. Он провозглашает учение и заповеди блаженств, которые связаны с праведностью, следствием чего является исполнение этических норм. Нагорная проповедь, формулирующая главнейшие этические принципы Христа, к которым относятся учение о браке, разводе, прелюбодеянии, представляет новый взгляд на известные ветхозаветные истины. В Матф.5 Иисус несколько раз использует фразу «вы слышали» (ст.21,27,31,33,38,43), как бы ссылаясь на понятия ВЗ, хорошо знакомые людям, которые Его окружали. Для иудейско-христианских читателей, которым адресовано Евангелие от Матфея, крайне важно было идентифицировать праведность о которой говорил Иисус, и ВЗ праведность.    В каждом из указанных мест Он дает тот или иной тезис, имеющий основание в ВЗ. После этого следует антитеза, в ней Иисус обозначает истинное значение ветхозаветных заповедей. Таким образом, схема «тезис ВЗ – антитеза учения Иисуса» делает очевидным то, что учение Христа более радикально по отношению к ВЗ.
    Общей темой Матф5:21-48 является тема праведности по отношению к человеку. Совокупность взглядов Христа на убийство, прелюбодеяние, развод, клятву, зло, врагов указывает на то, что Он не упраздняет закон ВЗ, а раскрывает его истинное значение.
The teaching of the Sermon on the Mount is overwhelmingly and disastrously penetrating. Jesus Christ does not simply say, “Thou shalt not do certain things”; He demands that we have such a condition of heart that we never even think of doing them, every thought and imagination of heart and mind is to be unblameable in the sight of God.

Понимание существования параллелей из ВЗ с учением Христа является важной предпосылкой для рассмотрения учения о браке, семье, разводе.    

2. Учение Иисуса о целостности брака


    В начале, следует отметить, что Иисус воспринимал семью как неотъемлемую часть Божьего установления. Согласно Ев. Иоанна, Иисус присутствовал на брачном пире. В других места, у евангелистов прослеживается, то что Иисус неоднократно возвращается к метафорам, связанным с темой брака. (Матф.22; Лук.12;14). Становится очевидным, что Иисус признает таинство брака как Божье учреждение.
    В Марк.9:6-9 Он, ссылаясь на Быт.2:24, говорит: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть». Бог задумал так, чтобы мужчина и женщина в браке представляли собой гармоничное единство. Всякое нарушение этого единства приведет к нарушению замыслу Бога, к противлению Его воле.
Принцип единения двоих в браке в одно целое обусловил ветхозаветный запрет на брак с иноплеменниками. Человек из чужого народа приносит чужую веру, а это отнюдь не добавляет браку гармонии, напротив – вносит диссонанс.
    В Матф.19:4-6 Иисус также ссылается на Быт.1:27, 2:24. Фарисеи спрашивают Его о возможности разделения семьи (о разводе), Иисус в Своем ответе подчеркивает нерушимость принципа единства семьи.     «Читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил?» Здесь Бог называется Сотворившим. Таким образом ставится акцент на идее единения мужчины и женщины в браке как изначально устроенном порядке. Точно так же, как Бог сотворил небесные тела и устроил их цикл движения, точно так же, как Бог сотворил все остальное в этом мире, Бог сотворил семью (брак). Если звезды меняют предназначенный им путь или в природе нарушаются другие установленные Богом правила, то происходят катаклизмы. В этом смысле нарушение единства семьи – это тоже катаклизм.
    И Матфей (19:5), и Марк (10:7) используют форму императива, «оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Каждый человек рождается в этот мир, имея кровные связи со своими родителями. В момент заключения брака эти связи обрезаются, это отделение необратимо. Вместо того возникают новые скрепляющие узы – брачный союз. Брачная связь более крепкая с точки зрения Писания, прерывающая даже связь родителей со своими детьми.
    Таким образом, можно сделать вывод, что Иисус учит о целостности и единстве брака как замысле Божьем, связывающего человека сильнее, чем узы кровного родства. Брачный союз мужчины и женщины авторизирован Богом.

3. Учение Иисуса о разводе.


    Поводом разговора о разводе для Иисуса стало обращение к Нему фарисеев. В Ев.Мк вопрос звучит так: «Позволительно ли разводиться?», у Матфея: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Кроме того, сказано что фарисеи этим вопросом искушали Христа. Для того, чтобы понять, почему фарисеи этим вопросом пытались вывести Иисуса «на тонкий лед», необходимо обратиться к иудейскому взгляду на развод. В Мтф.19:8 фарисеи ссылаются на ВЗ, Втор.24:1, содержащий разрешение разводиться.
Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. (Втор.24:1)

Буквальное толкование этого стиха показывает, что мужчина мог развестись с женщиной, если последняя становилась ему неприятной («теряла благоволение» - по евр. «теряла приятность, миловидность») по причине того, что в ней находилось «что-нибудь противное». В еврейском тексте hw"r>[, («противное») имеет тот же корень, что и слово «нагота». Нагота для иудея – это символ позора. То есть женщина, открывшая свою наготу или, другими словами, совершившая прелюбодеяние, становилась для мужчины неприятной, он не мог больше находить ее привлекательной для себя. Понимания причины разводы как супружеская измена придерживалась Шамайская (Shammai) школа толкования.
    Однако существовало и другое толкование этого отрывка, более широкого. Его поддерживала Хиллельская школа (Hillel). Приверженцы такого подхода считали, что причиной развода может стать бесплодие жинщины, плохое управление домом, оккультные преступления и прочее. Хиллельская школа учила, что прелюбодеяние не могло стать причиной развода, потому что оно каралось смертью (Втор.22:22), необходимость в разводе просто отпадала.
    Таким образом, ко времени Иисуса среди раввинов существовало разногласие в отношении причины развода. И те, и другие считали развод позволительным, но одни допускали развод лишь в случае прелюбодеяния, другие существенно расширяли круг причин. Фарисеи, подойдя к Иисусу, очевидно желали втянуть Его в дискуссию, они совершенно не ожидали услышать Его слова о единстве брачного союза.
    Нарративное прочтение слов Иисуса о разводе приводит к идее о возможности развода по причине прелюбодеяния. Однако более внимательный анализ текста может привести к иному выводу. Выше уже было сказано, что Иисус очень ясно говорит о браке как о Богом созданном институте. Ветхозаветное позволение на развод являлось определенным допущением, ведь «сначала не было так» (Матф.19:8).
    Фарисеи показаны в Евангелии людьми, которые стремились сохранить внешнюю форму традиции, упуская ее истинную суть («гробы окрашенные»). Это очень хорошо продемонстрировано в Нагорной проповеди, где в отношении ветхозаветных заповедей Иисус говорит слова, которые хоть внешне и кажутся противопоставлением, но на самом деле, раскрывают глубинный смысл закона ВЗ. Приведем объединенную схему Матф.5:17-48 и 19:3-10:

+ кто убьет, подлежит суду – гневающийся на брата подлежит суду
+ не прелюбодействуй – смотрящий на женщину с вожделением прелюбодействует
+ не преступай клятвы – не клянись вовсе, говори «да» или «нет»
+ око за око – подставь другую щеку
+ люби ближнего – люби врага

«Моисей позволил разводиться», - говорят фарисеи. «Да, это так, но причиной такому позволению стало ваше жестокое сердце.» Что должно быть у человека, который не гневлив на брата, чист в помыслах, чье слово крепко и неизменно, кто подставит другую щеку под удар и любит врага? Не жесткое, а чистое сердце. Здесь Иисус говорит о новом сердце, о Царстве Божьем, о более высоком уровне духовности. Этика Христа ведет к мысли, что разводиться недопустимо по любой причине, потому что человек не должен жить с ожесточенным сердцем, а именно злое сердце было проблемой фарисеев.
    Контекст, в котором слова о разводе встречаются у Луки говорит о том же. В 15м стихе сказано: « Вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом», затем в 17м стихе: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет», и, наконец в 18м: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует.» Таким образом, учение Христа поднимает этическую планку для человека необычайно высоко.
Перед нами не просто трудное этическое требование. Перед нами знак наступления нового Завета… идея нового сердца – …одна из центральных тем ветхозаветных обетований. Иисус требовал и имплицитно предлагал (какое-то время – к изумлению учеников; см.Мф.19:10) новое сердце как часть нового Завета… Он полагал начало Царству, зовя людей последовать за Ним, обнаружить и реализовать подлинное призвание Израиля.
    Тексты о разводе Матфея и Луки практически идентичны. У Марка же есть небольшое отличие – субъектом, инициирующим развод называется не только мужчина, но и женщина (10:12). Для иудейской культуры само упоминание женщины как инициатора развода было неприемлемым. Существует несколько вариантов объяснений текста Марка. Один из них касается аудитории автора. Получателями евангелия были люди из среды язычников. В римской культуре согласно нормам права того времени жена могла начать бракоразводный процесс. Возможно, что зная это, Марк контекстуализирует слова Христа, добавляя, что не только мужчина не может искать развода, но и женщина также не должна этого делать.    

4. Учение Иисуса о прелюбодеянии.
   
    Как уже говорилось выше, часть фарисеев во времена Иисуса придерживалась точки зрения о том, что развод возможен по причине прелюбодеяния. Рассмотрим, что означало понятие «прелюбодеяние» в иудейском контексте. Во-первых, нужно отметить, что прелюбодеянием считались сексуальные взаимоотношения мужчины с замужней женщиной.
Beyond concern for property rights or clear paternity, the demand for sexual exclusivity for wives sought to prevent married women from establishing bonds that could weaken the family unit.
Второй случай, когда прелюбодеяние имело место – интимные отношения замужней или обрученной женщины с мужчиной (который не являлся ее мужем или женихом) (Втор.22:23-24). Характеристика субъектов этого проступка свидетельствует о том, что самое большое зло прелюбодеяния – угроза целостности семьи. Это еще раз подчеркивает, что в глазах Бога единство брачного союза чрезвычайно важно и разделение семьи не является Божьей волей.
    Прелюбодеяние считалось одним из тяжких грехов и каралось смертью (Лев.20:10, Втор.22:22). О прелюбодеянии как великом грехе против Бога сказано в Быт.20:6,9; 39:9. Серьезность этого деяния следует из того, что оно прямо упомянуто в Десяти заповедях (Исх.20:19). Хотя Ветхий Завет предписывает строжайшее наказание против согрешивших, тем не менее инициировать процедуру мог пострадавший – муж женщины. Предполагается, что степень наказания зависела от степени гнева мужчины – если он мог найти в своем сердце милость, то была возможность ограничиться материальным возмещением (Притч.6:32-35).
    Фарисеи, втягивая Христа в обсуждение вопроса о разводе, желали услышать не столько осуждение прелюбодеяния как повода к разрыву семьи, сколько подтверждение обоснованности этого разрыва. Кроме того, они пытались столкнуть учение Иисуса с законом Моисея, искали повода инкриминировать Ему призыв к нарушению Ветхозаветных заповедей. Иисус отвечает им, что безусловно, прелюбодеяние – это зло. Но Он идет дальше: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28). Этический стандарт Христа становится неожиданным для фарисеев.

The Pharisees need to see the difference between God’s perfect will for marriage and later legislation based on fallen history… This union is creation of God, and those subject to His will resist tearing it apart.

Он дает понять, что не только поддерживает заповедь «не прелюбодействуй», но понимает суть этого повеления. Семье трудно сохранить единство, если одна из сторон совершает супружескую измену. Не менее трудно соответствовать Божьему замыслу гармоничного союза в браке, если одна из сторон «прелюбодействует в мыслях». Очевидно, под это определение подпадает и порнография, и гомосексуализм, и другие сексуальные грехи.
    Иисус, говоря о прелюбодеянии, называет это действие, совершаемое мужчиной по отношению к женщине. Данная конструкция не свидетельствует о том, что женщина может прелюбодействовать. Во-первых, к Иисусу обратились мужчины, поэтому и Его ответ отражает мужскую сторону проблемы супружеской измены. Если следовать аналогии Марка, когда он в вопросе о разводе продолжает слова Христа и говорит о невозможности инициации развода женщиной, уместно будет расширить правило Матф. 5:28: если женщина допускает вожделение даже мысленно в отношении мужчины, не являющегося ее мужем, она прелюбодействует.
    Учение Иисуса о прелюбодеянии является аргументом против развода. Если кто-то станет настаивать, что прелюбодеяние является поводом к разводу, то тогда бракоразводный процесс следует начинать сразу же, как только у мужчины или женщины появится хотя бы одна мысль о сексуальной привлекательности кого бы то ни было, кто не является их супругом или супругой.
   
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В 1996 году российские суды рассмотрели 526 063 дела о разводах. К сожалению, на сегодняшний день вопрос развода актуален и среди христиан. Список «легальных» причин для развода в церкви пополняется – в некоторых общинах туда входит не только прелюбодеяние, но и финансовая несостоятельность мужчины, невозможность женщины иметь детей и даже психологическая несовместимость.
    Учение Иисуса о браке показывает его божественное происхождение. Божьим планом для человека было единство мужчины и женщины как мужа и жены. Этика Христа ставит высокую планку для верующего. Если кто-то хочет исполнить волю Божью в самом высшем смысле, то он не должен допускать развода ни по одной причине. Точно также, высшее исполнение воли Бога будет любовь к врагу, предоставление обидчику другой щеки, отказ от судебного преследования человека, причинившего вред. Все перечисленное – Божий стандарт, праведность по законам Царства Небесного. Вместе с тем, в реальной жизни человек не всегда способен соответствовать этим стандартам, это вопрос духовной зрелости христианина. Так как все верующие несовершенны и лишь надеются достичь святости в своей практической жизни, то можно предположить, что развод как допущение возможен в церкви, хотя нежелателен. Прелюбодеяние не является легализацией права на получение статуса «свободного» мужчины или «свободной» женщина – стороны уже никогда не придут в первоначальное состояние - развод будет констатацией факта «жестокого» сердца, слабости человека и его духовной незрелости.
    В данной работе не рассматривалась тема повторного брака. Кроме того текстологические рамки не позволили автору обратиться к учению Павла, которое также весьма интересно для рассмотрения в ракурсе данной проблематики. Это может стать темой для другого исследования.
[1] Chambers, O. (1996, c1947). Biblical ethics. Hants UK: Marshall, Morgan & Scott.
[2] Youngblood, Ronald F., (1997, c1995)General Editor; F.F. Bruce and R.K. Harrison, Consulting Editors, Nelson’s New Illustrated Bible Dictionary, (Nashville, TN: Thomas Nelson)
[3] Dave MacLeod is a faculty member at Emmaus Bible College and the Associate Editor of The Emmaus Journal
[4] Freedman, David Noel, ed. (1997, 1992). The Anchor Bible Dictionary, [Online] Available: Logos Library System
[5] Walvoord, J. F. (1983-c1985). The Bible knowledge commentary : An exposition of the scriptures (Dt. 24:1). Wheaton, IL: Victor Books.
[6] Райт Н. Т (Wright N.T.) (2004) Иисус попеда Бога пер. с англ. М.: ББИ с. 265
[7] Там же с. 262.
[8] Freedman, David Noel, ed. (1997, 1992). The Anchor Bible Dictionary, [Online] Available: Logos Library System.
© ББ Филиппов Д.Ю. 2004г.
Эту страницу просмотрело 11337 чел.


Каждому посетителю, просмотревшему данный материал, предлагается выразить свое мнение по существу рассмотренной темы, чтобы получился конструктивный диалог.
Таким образом, по данному материалу вы можете выразить свой взгляд в формате статьи, аудио или видео. Форма для отправки вашего мнения находится ниже.
Добавить комментарий
     
  Алексей (16 апреля 2014 г.)

Очень понятно,разумно.Хотелось Узнать ваше мнение не только о разводе,но и о повторном браке.Если возможно.
 
   
 

Добавить комментарий:

Ваше имя обязательно
Ваш E-mail обязательно
Комментарий обязательно
Файл материала, если имеется
Вы можете отправить текстовый документ, аудио или видео файл (не более 20 Мб.)
не обязательно
Введите защитный код
обязательно
Biblezoom.ru -  Исследование библейского текста. Масоретский текст и Септуагинта
Статистика посещаемости сайта:

Copyright © 2012 Церковь ЕХБ "Преображение"
Использование материалов сайта возможно только с разрешения его автора
Сайт изготовлен веб-студией "Оптимапроект" - www.oppr.ru