Церковь ЕХБ «Преображение»
Община Евангельских Христиан - Баптистов в г. Киров
Веруем в Иисуса как Царя на небе и на земле, Который является Богом и человеком, и Который был распят за нас на кресте при римском наместнике Понтии Пилате, и Который умер за нас, и Который воскрес из мёртвых, и явился в теле, и Который вознёсся на небеса, и Который скоро придет во второй раз на землю.
 
// ГлавнаяСтатьиАнализ 1Кор.14:26-40 Вернуться назад
Анализ 1Кор.14:26-40
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1 КОР.14:26-40
1.1 Исторический анализ
1.2 Текстологический анализ
1.3 Структурный анализ
1.4 Грамматический анализ
2. БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ 1 КОР. 14:26-40 И ИХ ПРИМЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В современном христианском мире существует большое разнообразие форм церковного богослужения. Некоторые конфессии пошли по пути жесткого фиксирования литургии (например Русская Православная Церковь), другие предоставляют право поместной церкви решать самостоятельно, как будет выглядеть собрание верующих. Обращая внимание на церковь Евангельских Христиан Баптистов в России, нельзя не отметить, что существует тенденция к поиску новых форм богослужения. Как показывает 1 Кор., разность взглядов на порядок церковного собрания существовала и в ранней церкви. Апостол Павел в своем послании, отвечая на проблемы Коринфской церкви, дает некие универсальные принципы, позволяющие вывести основу для любого христианского богослужения. Во-первых, это принцип назидания: все виды служения, все дары должны содействовать укреплению и росту церкви. Во-вторых, это принцип благообразия: форма богослужения не должна выходить за рамки того, что считается приличным в той культуре, в которой находится община. В третьих, это принцип порядка: в богослужении не должно быть места хаосу.
Данное исследование основано на тексте 1Кор.14:26-40. В первой части работы делается экзегетическое исследование этого отрывка. В начале рассматривается его исторический контекст, ибо это представляется необходимым в виду ярко выраженного окказионального характера послания. Далее, отрывок исследуется в его ближайшем контексте (главы 11-14). Затем представлена диаграмма текста и анализ структуры отрывка, включая объяснение некоторых вариантов деления этого отрывка на части. После этого следует грамматический анализ, изучение слов, несущих смысловую и богословскую нагрузку. Особое место уделяется исследованию термина glw/ssa, сравнению употребления его Павлом и Лукой.
Вторая часть работы говорит о богословских темах 1Кор.14:26-40 и их применении. В ней речь идет о принципах христианского богослужения, о явлении глоссалии и критериях проверки истинности этого дара, об участии женщины в церковном собрании, поднимается проблема поиска новых форм в богослужении.
Для исследования использованы принципы экзегетического анализа текста, протестантского толкования и применения в современного контексте.

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1 КОР.14:26-40

1.1 Исторический анализ

Невозможно адекватно истолковать первое Послание к коринфянам без того, чтобы не обратиться к его историческому контексту. Не смотря на то, что в этом послании рассматриваются важнейшие аспекты христианского учения о церкви, Вечере, дарах, служении, оно является скорее практическим, нежели доктринальным. Указанные доктрины излагаются так и ровно настолько, чтобы ответить на вопросы и проблемы, с которыми столкнулись верующие Коринфа. Первое Послание к коринфянам имеет ярко выраженный окказиональный характер.
Из текста послания очевидно, что ему предшествовало другое письмо, не вошедшее в канон и вообще не дошедшее до нас (5:9-11). Некоторые исследователи предполагают, что часть «потерянного» письма была воспроизведена Павлом в 2Кор.6:14-7:1 (есть предположения, что в 1Кор.также содержатся такие отрывки: 6:12-20; 10:1-22; 11:2-34).
Из 1 Кор.5:9-11 видно, что между «пропавшим» письмом и первым каноническим посланием ситуация в церкви не сильно изменилась – проблем было слишком много, чтобы решить их в одночасье.
Первое упоминание о церкви в Коринфе находится в Деян.18:1-18. Неудивительно, что эта церковь столкнулась с большими проблемами, ведь город, где она находилась был воплощением греха. Нужно отметить, что Коринф был греческим городом, известным своим богатством и роскошью. Население Коринфа состояло из греков, римлян и иудеев. Обычно города с неоднородным этническим составом представляют собой смешение верований, взглядов и идей, в них одна культура неизбежно начинает влиять на другую. Таким городам характерна терпимость и широта взглядов на вещи. Коринф был вторым по значению городом после Афин, в нем проходили знаменитые в то время Истмские игры. К сожалению, город славился не только богатством и любовью к спорту, но и аморальностью. Вот как о нем писали его современники: говоря о проститутках, использовали выражение «коринфская девушка»; употребляли глагол «коринфянствовать» в значении «блудить». Существовала даже поговорка « Не всякому человеку следует идти в Коринф». Как видно, обстановка в Коринфе была такая, что само имя города связывалось с аморальностью. В Коринфе находился храм Афродиты. Он был расположен на холме высотой около 600 метров (акрополь) в нем жили и «служили» божествам 1000 «религиозных» проституток. Вечерами они оставляли храм и шли в город, чтоб предложить свои услуги жителям и гостям Коринфа.
Находясь в таком окружении, церковь была под атакой морали того города. Из текста 1 Кор. можно сделать вывод о том, что в коринфской церкви были следующие проблемы: разделения и проблемы в руководстве(1:10-13; 3:1-9), грех блуда (5:1-6:20), проблемы брака (7гл), неправильное участие в Вечере (11гл), неправильное понимание и использование духовных даров (12гл), проблемы с церковной дисциплиной (5:9-12); проблемы церковного устройства и организации жизни церкви (11:2-14:40), неправильное понимание воскресения мертвых (15гл).


1.2 Текстологический анализ

Исследуемый нами отрывок расположен в блоке послания, который начинается с одиннадцйатой главы и заканчивается 40м стихом четырнадцатой главы, эти несколько глав объединены одной темой – они повествуют о вопросах церковного устройства и организации церковной жизни. Рассмотрим основные темы, которые Павел затрагивает в главах 11-14.
В 11:2-16 Павел пишет об одном из аспектов участия женщины в богослужении, а именно: о внешнем виде при совершении молитвы. С 17 стиха и до конца одиннадцатой главы речь идет о порядке совершения хлебопреломления (Павел говорит в ст.33: «Прочее устрою, когда приду», это показывает, что контекст описывает именно устройство церкви). Двенадцатая глава содержит разъяснение принципа единства верующих в церкви при многообразии духовных даров и служений для ее созидания. Павел сравнивает церковь с телом, где верующие – части тела, каждый из которых выполняет свою функцию. Для того, чтобы тело нормально функционировало в нем не должно быть беспорядка, точно также и в церкви нет места для хаоса – не смотря на то, что Господь усмотрел разные служения, источник всех духовных даров – Он Сам, и потому верующие не должны конфликтовать на почве существования разных служений, но делать каждый свое для созидания церкви.
Павел, заканчивая перечисление даров в 12 главе, подводит итог: Сам Бог распределил дары среди Своих детей и не в нашей власти выбирать себе служение. Однако Павел пишет, что есть то, к чему верующий должен стремиться – это «превосходнейший путь», любовь; любовь стоит над всеми дарами. Тринадцатая глава – гимн любви, в которой дается ее характеристика, делается акцент на ее постоянстве и значении для вечности (13:8, 13).
В 14 главе Павел возвращается к теме духовных даров, а именно говорит о тех из них, что вызывали у коринфян наибольшее злоупотребление.


1.3 Структурный анализ

Исследуемый нами отрывок начинается со слова ou=n, «итак», что указывает на связь этого текста с остальным содержанием главы 14. Павел как бы подводит итог тому, о чем писал выше. Таким образом, с одной стороны 14:26-40 имеет тесное отношение к теме языков и пророчеств; с другой стороны, говорит об их использовании в церковном собрании. Кроме того, Павел, начав разговор о порядке во время богослужения, касается и иных аспектов этой темы, уже не связанных непосредственно с языками.
Ниже представлена диаграмма текста 1Кор.14:26-40 в переводе Епископа Кассиана, который по мнению автора работы является наиболее удачным русским переводом.

I. Содержание церковного богослужения
26 Что же, братья? Когда вы сходитесь,
у каждого есть псалом,
есть наставление,
есть откровение,
есть язык,
есть толкование:
всё да будет к назиданию.

II. Разъяснение некоторых вопросов церковного богослужения
1. Использование языков

27 Говорит ли кто языками,
каждый раз двое или, самое большое, трое,
и по очереди,
и один пусть толкует.
28 Если же нет толкователя,
молчи в церкви и говори себе и Богу.

2. Использование пророчеств
29 А пророки пусть говорят
двое или трое,
и другие пусть судят.
30 Если же, пока он сидит,
другому будет откровение,
первый пусть молчит
31 Ибо вы можете все один за другим пророчествовать,
чтобы все поучались и все получали утешение.
32 И духи пророков пророкам послушны;
33 ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира.

3. Участие в собрании женщин
Как во всех церквах у святых,
34 жены в церквах да молчат,
ибо не разрешается им говорить,
но пусть будут послушны,
как и Закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться,
пусть спрашивают дома своих мужей;
ибо стыдно жене говорить в церкви.

III. Обличение несогласных с Павлом

36 Или от вас слово Божье вышло? Или до вас одних оно достигло?
37 Если кто считает себя пророком или духовным,
тот пусть познаёт то, что я пишу вам:
что это - Господня заповедь.
38 Если же кто не знает, его не знает Бог.

IV. Форма церковного богослужения

39 Итак, братья мои, ревнуйте о том,
чтобы пророчествовать,
и не препятствуйте говорить языками.
40 Но пусть всё происходит благообразно и в порядке.


В 26 стихе, как показано на диаграмме, Павел заявляет об общем принципе христианского богослужения. Он заключается в следующем: все существующие служения, все, что происходит в церкви должно иметь цель назидания слушающих. Далее, с 27го по 35й стихи Павел разъясняет этот принцип на примере употребления во время церковного собрания языков, пророчеств, а также отдельно говорит об участии женщин.
Необходимо уделить внимание объяснению, почему в диаграмме дано разделение 33го стиха на две части, одна из которых относится к теме использования пророчества, другая – к вопросу участия женщин. Дело в том, что с 29го по ст.33а речь идет о том, что необходимо говорить пророчества в порядке очереди, не перебивая друг друга и не мешая тому, кто пророчествует в настоящий момент. Даже если у человека имеется, что добавить, он должен ждать, пока не закончит говорящий. Это необходимо для того, чтобы в церковном собрании не было беспорядка. Таким образом, логичнее всего оставить фразу «ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира» к отрывку, говорящем о служении пророков в церкви.
Далее, со второй половины 33го стиха и до 35 Павел поднимает новую тему: женщинам неприлично говорить в церковном собрании. Это неприлично потому, что противоречит иудейской и уже существующей христианской традиции. По-видимому, в других церквах не поднимался даже вопрос о том, что женщины могут участвовать в собрании наравне с мужчинами. Таким образом, фраза «как во всех церквах у святых» - это, можно сказать, начало аргумента Павла о том, что женщине говорить в церкви должно быть стыдно.
Некоторые богословы относят 36 стих к отрывку 14:34-35 в том смысле, что женщины занимают вторичную роль в возвещении и проповедовании Слова Божьего. Вряд ли такой подход можно назвать оправданным. Известно, что женщины сыграли большую роль в проповеди Евангелия, начиная от Марии, матери Христа и заканчивая женщинами, возвестившим воскресение Иисуса. Как видится, более обоснованным будет отнесение 36го стиха к отрывку 14:37-38. Говоря «или от вас слово Божье вышло? Или до вас одних оно достигло?», Павел упрекает своих оппонентов, людей, которые не признавали его авторитета. Этому-то обличению и посвящен весь отрывок ст.ст.36-38. Апостоло с иронией спрашивает: разве Коринфская церковь является «матерью» всех церквей? Разве она формирует христианскую традицию? Разве она имеет право устанавливать, как нужно вести себя во время богослужения?
Наконец, 39й и 40й стихи подводят итог дискуссии, говоря о форме церковного богослужения.

1.4 Грамматический анализ


Как было отмечено выше, 26й стих определяет общий принцип использования даров во время собрания верующих. На тот факт, что речь идет именно о церковном собрании указывают следующие моменты: Павел называет тех, к кому обращается, братьями, а также использует глагол sune,rchsqe («собираетесь», «сходитесь»). Этот глагол подразумевает действие, совершаемое регулярно, что ведет нас к мысли, что речь идет о церковных богослужениях. Далее, Павел пишет, христиане, пришедшие на богослужение, могут поделиться псалмом, поучением, откровением, языком, толкованием. Выражено смысловое ударение на слово e[kastoj (каждый должен обладать). Слово e;cei можно точнее перевести как «должен обладать», оно здесь используется в качестве технического термина, означающего не только обладание объектом, но и контроль над ним. При этом Павел использует равнозначный параллелизм, который может быть выражен следующей конструкцией:
yalmo.n e;cei
didach.n e;ce
avpoka,luyin e;cei
glw/ssan e;cei
e`rmhnei,an e;cei обладание псалмом
обладание наставлением
обладание откровением
обладание языком
обладание толкованием


Под псалмами, скорее всего, имелись в виду не ветхозаветные псалмы, но музыкальные или поэтические композиции. «Наставление», didach, означает доктринальное учение, таким образом человек, имеющий наставление, по-видимому, был готов сказать проповедь, содержащую разъяснение той или иной библейской доктрины. Следующее в списке Павла стоит «откровение», avpoka,luyij. Буквально это слово означает “раскрытие неизвестного», «снятие покрывала». Нет оснований для понимания этого термина иначе, чем откровение, полученное от Бога отдельным человеком. Нужно иметь в виду, что во времена Павла у христиан в наличии был лишь Ветхий Завет и письма апостолов, поэтому в церкви могли иметь место прямые откровения от Бога. Сегодня, так как у нас есть полная Библия, откровения не являются таким уж частым явлением в церкви. В любом случае, каждое откровение должно проходить проверку на соответствие Писанию.
Среди способов участия в богослужении Павел упоминает glw/ssa, «язык» и непосредственно связанный с этим явлением e`rmhnei,a, «толкование». Слово glw/ssa имеет несколько значений: 1) человеческий орган; 2) народ; 3) человеческая речь; 4) экстатическое бормотание или иностранный язык, которым человек овладевал сверхъественным образом. Это слово используется в Новом Завете 50 раз, из них Павлом – 25 раз (22 раза в 1 Кор.). Марк использует его трижды: два раза в значение языка как части тела (7:33, 35) и один раз в следующем контексте: «Уверовавшие же будут…говорить новыми языками» (16:17). Однако последний отрывок не содержится в ранних рукописях греческого текста, поэтому мы не станем брать его во внимание. Лука использует это слово 8 раз: 2 раза в Евангелии, говоря о языке как части тела (1:64, 16:24), 6 раз в Деяниях Апостолов: один раз говоря о языке как органе человека («возвеселился язык» - 2:26), в остальных случаях слово «язык» используется в значении дара Духа Святого – об этом использовании будет сказано ниже. Иаков употребляет это слово 6 раз, обозначая часть тела; в книге Откровения «язык» встречается 8 раз в значении «народ», «племя»; Петр (1Петр.3:10) и Иоанн (1Иоан.3:18) используют его для обозначения человеческой речи. Наибольший интерес представляет сравнение использования слова glw/ssa в 1 Кор. и Деян.Апостолов.
Рассмотрим употребление данного термина в книге Деяний. В 2:3-4 Лука пишет, что в день Пятидесятницы с неба спустились языки пламени и присутствующие начали «говорить на языках, как Дух давал вещать». Из 11го стиха становится ясно, что «языки», которыми разговаривали апостолы – иностранные языки: их понимали критяне и аравитяне, причем содержание сказанного на «языках» касалось «великих чудес Божьих». В 10:46 сказано, что с язычниками произошло нечто подобное: «слышали их говорящими языками и величающими Бога». Очевидно, что присутствующие понимали эту речь, для самих же говорящих она являлась иностранной, поэтому происходящее воспринималось как чудо. В 19:6 содержится более сложный отрывок, где говорится о Павле, возложившем руки на некоторых людей в Ефесе, которые приняли Иоанново крещение, но только после встречи с Павлом крестились крещением во имя Иисуса Христа. Написано, что «на них сошел Дух Святой и они стали говорить языками и пророчествовать». В отношении последнего стиха можно с уверенностью сказать следующее: 1) эти языки являлись тем же самым явлением, что и другие, описываемые в Деян.Ап.; 2) происходящее воспринималось как знамение Бога.
Рассмотрим использование слова glw/ssa Павлом. В 12:10, 12:28, 12:30 Павел просто упоминает «язык» как один из даров Духа Святого, не описывая его проявлений. В 13:1 Павел говорит об «ангельском языке», по-видимому, выражаясь гипотетически, ссылаясь на несуществующий язык. В 8м же стихе 13й главы Павел указывает на то, что дар «языка» конечен и придет момент, когда наряду с другими дарами он прекратится. Это слово многократно используется Павлом в 14 главе. Логично предположить, что в 14:26 Павел ссылается на тот же самый «язык», о котором говорил выше. Рассмотрим некоторые свойства явления glw/ssa:
- говорящий на glw/ssa обращается к Богу (2ст).
- говорящий на glw/ssa может не понимать, что говорит, но это ненормальная ситуация – такой человек должен молиться об истолковании (ст13).
- Павел считает, что хотя glw/ssa не главный дар, но он благосклонно смотрит на то, чтобы верующие им обладали (5ст).
- glw/ssa приносит пользу церкви, только когда есть истолкование (5ст).
- для слушателей glw/ssa выглядит как невразумительное бормотание, если не истолковывается (ст.ст.7-11).
- glw/ssa – знамение для неверующих (ст22).
Из описаний этого явления можно сделать вывод, что феномен glw/ssa у Павла тесно связан с его истолкованием, потому что только тогда может быть достигнута его цель: свидетельство неверующим и назидание церкви. В противном случае, обладание данным даром становится бесполезным. Нужно отметить, что в своем послании Павел не ставит задачей дать четкое определение «языка», а скорее показывает, что более превосходным даром является пророчество, а кроме того устанавливает порядок использования дара «языка».
Последнее, что нужно проанализировать: говорит ли Лука и Павел об одном и том же феномене или это разные вещи? Единственно логичный ответ: да, речь идет об одном – об особом даре Духа Святого. Этот дар состоит в способности владеть иностранным языком для проповеди и прославления Бога. В подтверждении можно привести цитату из пророка Исайи, на которую ссылается Павел в 14:21 «Иными языками и иными устами буду говорить народу этому, но и тогда не послушают Меня» Здесь сказано, что Бог будет использовать разные языки (кроме языка народа Израильского) для свидетельствования о Себе. Можно также сделать вывод, что Павел и Лука говорят об этом даре, расставляя разные акценты. Лука говорит об историческом событии, когда Бог явил великое знамение в даре языка как способности говорить Слово Божье на иностранном языке, Павел же затрагивает вопрос о практике применения этого дара. В третьей части работы мы еще вернемся к теме глоссалии и проблеме интерпретации этого явления.
Заканчивается 26й стих объяснением целесообразности обладания перечисленными способностями: pro.j oivkodomh.n gine,sqw («да будет к назиданию», «да будет к укреплению»). Эта фраза указывает на то, что единственный смысл использования названных здесь даров – это рост, укрепление, назидание церкви Христовой.
В 27м стихе раскрывается порядок использования дара glw/ssa:в собрании верующих: во время одного собрания не должно быть более трех выступающих, все они должны говорить по очереди, обязательно с сопровождением истолкования (e`rmhnei,a – «разъяснение значения, смысла сказанного»). Если отсутствует перевод с «языка», то его использование в церкви категорически запрещено («молчи в церкви» - ст.27).
В 29м стихе Павел начинает говорить о пророках (profh/tai). Очевидно, что пророк – человек, обладающем даром пророчествовать, о котором Павел писал ранее (12:10, 14:1). Буквально «пророчествовать» означает «говорить слова от Бога». Павел в 12й главе помещает дар пророчества после дара апостольства, а в14:3 говорит о его сути: «…кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещевание и утешение». Скорее всего, это – именно то пророчество, которое упразднится, когда окончится земная жизнь (1Кор.13:8). Из действий, перечисленных в 26м стихе, пророчество более всего соотносится с наставлением. Как и в случае с языками, Павел устанавливает порядок служения пророков: во время одного собрания говорить могут двое или трое, каждый по очереди. Интересно отметить, что пока говорит один, присутствующие должны «судить» (diakrine,twsan). Это слово означает оценивающее восприятие: «внимательно оценивать», «рассуждать», «испытывать». Павел использует это слово в 1Кор.4:7 в значении «отличать от других». Таким образом, верующие в собрании должны не пассивно внимать пророку, а внутренне как бы проверять то, о чем он говорит: соответствует ли сказанное Писанию (2Петр.1:19-20). Возможна такая ситуация, что у слушателя возникло откровение – моментальная, по ходу проповеди реакция на услышанное. Он может высказать свое соображение вслух – в таком случае пророк должен не перебивать но, молча, слушать. Не зависимо от того, согласен ли выступающий с откровением брата, должен соблюдаться порядок очередности – никто не должен говорить одновременно.
Обоснование Павел дает в 32-33 стихах: pneu,mata profhtw/n должны быть послушны, или подчинены пророкам. Дословно pneu,mata profhtw/n можно перевести как «пророческие духи». «Духи» стоит во множественном числе и вряд ли можно согласиться с Ходжем (Hodge), что речь идет о Духе Святом. «Послушны» (u`pota,ssetai) означает покорны или подчинены. Таким образом, смысл 32го стиха ясен: пророк должен иметь самообладание и сдерживаться, не перебивать говорящего, потому что в собрании должен соблюдаться порядок («ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира»).
Далее Павел переходит к обсуждению вопроса, который по-видимому, был болезненным для коринфской церкви. Проблема неправильного поведения женщин в церкви была скорее всего связана с атмосферой самого города Коринфа, где было принято участие женщин и в вопросах религии, и в вопросах политики (см.первую часть данной работы). Женщины, привыкшие играть главенствующую роль, становясь членами церкви, не сразу меняли свое поведение. Строчка «как во всех церквах у святых» показывает, что порядок, о котором ведет речь здесь Павел общепринят в христианских церквах. Необходимо однако сделать одну оговорку. Западные источники помещают стихи 34-35 не после 33го, а после 40го стиха четырнадцатой главы. Можно допустить, что переписчики поставили эти два стиха в конец главы, потому что содержание, по их мнению, контрастировало с темой остальной главы. С нашей точки зрения более вероятно читать 34-35 стихи там, где они находятся, то есть в структуре отрывка о порядке богослужения, потому что такой вариант находит наиболее сильное подтверждение в манускриптах.
В 34м стихе Павел пишет, что женщинам не следуем говорить в церкви. Аргумент для такого указания: «пусть будут послушны». Очевидно речь идет о послушании мужу, так как в 35 стихе сказано, что женщины должны выяснять то, что им непонятно у своих мужей. Кроме того, Лэдд указывает на следующее:
Павел придерживается иудейского представления о том, что женщина должна повиноваться мужчине. Глава каждого мужчины – Христос, а глава каждой женины – ее муж. Как мужчина – образ и слава Бога, так женщина – слава мужчины.

И в иудейской, и в языческой традиции нормой было ограничение участия женщин в публичном выступлении. Павел обосновывает необходимость послушания женщин требованием «закона». О каком законе он говорит? В Ветхом Завете существовало разное понимание роли мужчины и женщины (Быт.2:20-24). Скорее всего Павел говорит об общем принципе верховенства мужчины над женой.
Большинство богословов отмечают проблему соотношения 1 Кор.14:34-35 с 11 главой этого же послания. В 11:5 написано (Синод.перевод): «И всякая жена, пророчествующаяся или молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову…». Из этого следует, что женщина в принципе может пророчествовать, если соблюдено условие – ее голова покрыта. Возникает противоречие с 14:34, где сказано, что женщина в церкви должна молчать. Данное противоречие разрешается следующим образом. В 14 главе речь идет о достаточно узком вопросе – порядке богослужения, следовательно и правило о молчании женщин касается только публичного богослужения. Таким образов во всех остальных случаях женщина может пророчествовать, то есть делиться Словом Божьим с другими. Здесь большое значение имеет традиция того времени, где считалось неприличным выступление женщин в присутствии мужа в публичных собраниях.
Plutarch wrote that not only the arm but the voice of a modest woman ought to be kept from the public and she should feel shame at being heard as at being stripped.
Павет пишет: «стыдно жене говорить в церкви». Стыд (aivscro.n) – категория прежде всего этическая. Стыд – это как бы ответственность, которую человек несет за поведение, которое не укладывается в установленные обществом нормы.
Следующая часть изучаемого отрывка (ст.36-38) относится к обличению Павлом противников среди коринфян. Очевидно, в церкви были люди, которые по иному понимали порядок богослужения. Они, как видно, заявляли о себе как о духовных верующих (h pneumatiko,j). Слово pneumatiko,j не встречается в LXX и Евангелиях, оно относится ко времени после Пятидесятницы. В данном контексте оно означает человека, который ведет угодную Богу жизнь и имеет духовные познания от Бога. Павел иронично называет таких людей «духовными», потому что дальше говорит, что если они не понимают Божьей заповеди, то они и вовсе неверующие.
В последних двух стихах еще раз повторятся общий принцип и даются конкретные указания: 1) «ревнуйте» (zhlou/te) о проповеди – то есть проявите глубокую посвященность этому делу; 2) «не препятствуйте» ( mh. kwlu,ete) говорить языками – то есть не сдерживайте тех, кто участвует в служении таким образом. Форма христианского богослужения может быть описана двумя словами: благообразие и порядок. Павел говорит: «пусть все происходит благообразно (euvschmo,nwj). Этот термин означает «соответствовать тому, что считается порядочно, прилично». Порядок же – это отсутствие хаоса.

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ 1 КОР. 14:26-40 И ИХ ПРИМЕНИЕ.

Вопросы, поднимаемые Павлом в исследуемом тексте относятся к теме христианской литургии, в этом отрывке заложены основные концепты устройства церковного богослужения. В церкви во все времена существовали разные взгляды на то, как должно проходить собрание христиан. Ход литургии изменялся, разные эпохи расставляли свои акценты. На сегодняшний день в различных христианских конфессиях богослужение происходит по-разному. Важно отметить, что литургия отражает богословие церкви: то, что происходит во время собрания верующих свидетельствует о том, во что они верят.
Данный отрывок не несет информации обо всех сторонах христианского богослужения. Например, он не уточняет, как должно выглядеть церковное пение (должны ли петь все хором, или по очереди, должны ли псалмы заранее выбираться или петься стихийно). Однако не смотря на то, что 1Кор.14:26-40 не рассказывает о всех тонкостях церковного собрания, оно закладывает основные принципы, учитывая которые можно оценить, насколько богослужение поместной церкви соответствует учению Писания.
Принцип первый звучит так: «все да будет к назиданию». Одной из важнейших задач церкви является назидание. Содержание богослужения, будь то передача доктрины в форме проповеди, беседы, музыкальное служение – все должно преследовать цель укрепления Тела Христова. Проповеди, псалмы должны способствовать росту верующих во Христе, позиционировать Христа как главу церкви, Искупителя, раскрывать характер Бога, Его проявления, открывать волю Божью, призывать верующих к святости – делать все, чтобы христианин получил назидание. «Задача верующих – не личный экстаз, но созидание церкви». Участвующим в богослужении необходимо иметь правильную мотивацию. Внутренней посылкой к совершению служения должно быть желание не только прославить Бога, но и принести пользу слушающим.
Именно поэтому, первое, о чем Павел начинает говорить – правильное использование языков. Без толкования говорение на языке в церкви не имеет смысла. Невольно напрашивается параллель между тем, что говорит здесь Павел и порядком богослужения в современной Русской Православной Церкви. Церковнославянский язык, на котором совершается литургия не понятен абсолютному большинству прихожан. Не может быть речи ни о каком назидании церкви, если богослужение проводится фактически на незнакомом языке.
Стоит сказать несколько слов о явлении глоссалии в церкви. Как кажется автору работы, внимательный анализ этого понятия в Новом Завете, к сожалению, не позволяет ответить на все возникающие вопросы. Это связано с тем, что наибольший спор ведется вокруг того, что написал о языках Павел (в Деяниях Апостолах этот термин более понятен). Не стоит забывать об окказиональном характере послания. Его первоначальный адресат наверняка мог извлечь больше смысла из того, что говорит Апостол, чем современный читатель. Несомненно, в коринфской церкви существовало сильнейшее злоупотребление этим даром. Таким образом, слова Павла нужно толковать по принципу «от противного». Мы точно знаем, как не следует относиться к этому дару: не нужно переоценивать его значение и не нужно использовать его без истолкования (так как он должен вести к назиданию). Перечисленные аспекты могут быть названы критерием отличия истинного дара языка от ложного. Если церковь учит о том, что человек должен обладать даром языка для того, чтобы называться духовным либо учит о том, что такой дар приближает его к Богу, то такая церковь неверно понимает сущность глоссалии и скорее всего неправильно использует этот дар. Если человек, утверждающий, что у него есть дар языка не имеет возможности его истолковать, то не может быть и речи о назидании, а следовательно такой дар бесполезен. Если он не приносит пользы церкви, то это не дар Духа Святого. Названные здесь критерии может использовать любая община или отдельный верующий для проверки глоссалии на соответствие Писанию.
В исследуемом отрывке затрагивается вопрос участия женщины в богослужении. Нужно сказать, что эта тема является чувствительной в современной церкви. Одни верующие видят в учении Павла строгий принцип ограничения всякого участия женщин в собрании, другие же считают сказанное Павлом проблемой культуры того времени. На наш взгляд в 14й главе содержатся как аспекты, связанные с культурой ранней церкви, так и некие принципиальные положения. Безусловно, Писание учит, что женщина подчиняется мужчине (Быт.3:16, 1 Кор.11:3, Еф.5:22-23, Кол.3:18, 1Тим.2:11), роль, которую она играет – это роль второго плана (помощница). Павел в 1 Тим., обращаясь к молодому пастырю, разъясняет вопросы, касающиеся церковного устройства и порядка богослужения, он пишет: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, не властвовать над мужем, но быть в безмолвии.» Дело в том, что существует нормативно установленное положение женщины, заключающееся в субординации мужчине. Главенство мужчины над женщиной есть подобие главенства Христа над церковью и церковная литургия должна отражать этот принцип. Если женщина станет отвечать за учение в церкви (будет проповедовать, назидать во время богослужения), она тем самым нарушит Божий принцип соотношения мужа и жены (Тит. 2:5). То, что не касается участия женщины в проповеди во время богослужения (участие в музыкальном служении, воскресной школе, иных видах служения) не противоречит принципу верховенства мужа над женой, а поэтому допускается. Как же понять слова Павла, что женщина в церкви должна хранить полное молчание? Это можно отнести к чисто культурной стороне вопроса. В данной работе уже говорилось, что согласно иудейской традиции, а также традиции ранней церкви женщине было неприлично подавать свой голос в публичных собраниях. Сегодня ситуация в обществе иная. Следовательно, участие женщин в любом служении церкви, кроме служения проповеди в церковном собрании, не запрещается.
Павел заканчивает учение о порядке богослужения в церкви, устанавливая два важных принципа в отношении его формы. Во-первых, Павел пишет, что собрание должно быть благообразно, то есть отвечать представлениям общества о том, что есть прилично. Ярким примером этого служит запрет Павла разговаривать женщинам в коринфской церкви, ибо данное действие рассматривалось обществом как постыдное. Уже было сказано, что нельзя бездумно переносить такую практику в современную церковь.

Ввиду глубокого различия между обществом первого века и обществом двадцатого
века, вряд ли можно придавать современной церкви первоначальные формы.

С другой стороны, сегодня многие протестантские церкви занимаются поиском новых форм богослужения, при этом иногда как бы выходя за пределы своей культуры. В частности, некоторые церкви ЕХБ отказались от традиционных церковных песнопений (христианских гимнов) и транспонировали музыкальный стиль неопятидесятнических церквей западного образца. При этом не было учтено, что русский человек, принадлежит православной культуре, которой свойственно более спокойное, благоговейное отношение к церковной музыке и ходу богослужения.
Последнее, на что Павел обращает внимание – это то, что христианское богослужение должно быть организационно выстроено, то есть соответствовать определенному порядку. Надо отметить, что некоторые богословы критикуют Павла, говоря, что он заимствует эти идеи из мира. Вряд ли это так. Павел ссылается на характер Божий, говоря, что Он есть Бог порядка, таким образом, в церковном собрании нет места хаосу. Не следует, однако, перегибать палку и злоупотреблять этим принципом. Встречаются церкви, которые досконально планируют каждое богослужение на год вперед и какое-либо изменение внести туда практически невозможно: заранее известно, какой библейский текст будет прочтен в определенный день недели, заранее расписано, какие псалмы будут исполнены и в какой последовательности. Означает ли принцип порядка, что в церкви не может быть места импровизации? Нет. В ст.29 изучаемого отрывка сказано, что у верующих могут быть откровения от Бога прямо в тот момент, когда они находятся на богослужении. Во времена ранней церкви эта практика была более частой, так как откровение имело большее значение, чем сегодня. Нужно иметь в виду и то, что степень гибкости в организованности богослужения может зависеть от размера церкви – в общине, где на собрании присутствуют лишь 10 человек можно легко спонтанно поделиться откровением, в тысячной церкви сделать это крайне сложно. Но даже если во время богослужения происходят незапланированные вещи не должно быть хаоса. К беспорядку, например, Павел относит случай, когда несколько человек одновременно пророчествуют или говорят на языках, либо перебивают друг друга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В работе был исследован текст 1Кор.14:26-40. В нем Апостол Павел, отвечая на определенные проблемы Коринфской церкви, дает три принципа христианского богослужения. Первое, цель богослужения – это назидание церкви. Проповедь, пение, другие виды служения должны укреплять верующих и свидетельствовать о Христе неверующим. Христианин не может участвовать в собрании, желая принести пользу лишь самому себе, получить удовлетворение лишь своих духовных нужд. Второе, церковное собрание должно соответствовать общепринятым культурным представлениям о том, что является приличным. Это может касаться одежды, некоторых поведенческих аспектов. Третье, богослужение должно иметь определенный порядок, то есть быть организационно выстроенным. Последний принцип не отрицает возможности совершения каких-то спонтанных действий, но даже они не должны приводить к хаосу.
Изучаемый отрывок является одним из тех, что вызывают споры и неоднозначное толкование среди верующих. Для правильного понимания текста его необходимо дифференцировать на: (а) принципы - основополагающие нормы для верующих и (б)отдельные аспекты, имеющие значение для коринфской церкви, так как послание адресовано их проблемам. Такой подход позволяет разрешить многие стихи с видимыми противоречиями. Стоит также добавить, что эта работа не является исчерпывающим трудом по вопросу глоссалии и не исследует тему роли женщины в жизни церкви.
Выражается надежда, что данное исследование поможет отдельным общинам увидеть, насколько порядок их богослужения соответствует принципам, указанным Павлом.

1] Achtemeier, P. J. (1985). Harpers Bible dictionary. Includes index. (1st ed.) (Pages 185-187). San Francisco: Harper & Row.
[2] Easton, M. (1996, c1897). Eastons Bible dictionary. Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.
[3] Новый Библейский комментарий (2001). Ч.3. Новый Завет. Пер. с англ. СПб.: Мирт.с.483
[4] Youngblood, R. F. (1997, c1995). Nelsons new illustrated Bible dictionary : An authoritative one-volume reference work on the Bible with full color illustrations (F. Bruce, Ed.) (electronic ed. of the revised ed. of Nelsons illustrated Bible dictionary.). Nashville: Thomas Nelson.
[5] MacArthur, J. J. (1997, c1997). The MacArthur Study Bible (electronic ed.) (1 Co 1:1). Nashville: Word Pub.
[6] Youngblood, R. F. (1997, c1995). Nelsons new illustrated Bible dictionary : An authoritative one-volume reference work on the Bible with full color illustrations (F. Bruce, Ed.) (electronic ed. of the revised ed. of Nelsons illustrated Bible dictionary.). Nashville: Thomas Nelson.
[7] “BibleWorks” (ver 3.5) (1996) [CD-ROM] Software. Bushell Louw-Nida Lexicon, Copyright © 1995 Michael S. Bushell
[8] Walvoord, J. F. (1983-c1985). The Bible knowledge commentary : An exposition of the scriptures (1 Co 14:26-37). Wheaton, IL: Victor Books.
[9] Swanson, J. (1997). Dictionary of Biblical Languages with Semantic Domains : Greek (New Testament). Oak Harbor: Logos Research Systems, Inc.
[10] Там же
[11] Nestle, E. (1994). Nestle Aland 27th Edition Greek New Testament с.190
[12] FritzRienecker / Cleon Rogers (1980) A Linguistic Key to the Greek New Testament. The Zondervan Corporation Grand Rapid, Michigan.с.437
[13] Wiersbe, W. W. (1997, c1992). Wiersbes expository outlines on the New Testament. Wheaton, Ill.: Victor Books.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Swanson, J. (1997). Dictionary of Biblical Languages with Semantic Domains : Greek (New Testament). Oak Harbor: Logos Research Systems, Inc.
[17] FritzRienecker / Cleon Rogers (1980) A Linguistic Key to the Greek New Testament. The Zondervan Corporation Grand Rapid, Michigan.с.438
[18] Nestle, E. (1999). Nestle Aland 27th Edition Greek New Testament с.466
[19] Данное чтение подтверждается большим количеством манускриптов, в частности следующими манускриптами: P , a, B, Y, 0243, 1739 – это наиболее весомые источники для 1 Кор. См. Греч.НЗ с.60
[20] Лэдд Джордж Элдон (George Eldon Ladd) (2003). Богословие Нового Завета, Пер. с англ.
СПб.: Христианское общество «Библия для всех». с.608
[21]Kaiser, W. C. (1997, c1996). Hard sayings of the Bible (Pages 610-616). Downers Grove, Il: InterVarsity.
[22] Новый Библейский комментарий (2001). Ч.3. Новый Завет. Пер. с англ. СПб.: Мирт. с.476
[23] Ridderbos Herman N (1992) Paul: an outline of this theology. Grand Rapids. Michigan.p.462
[24] FritzRienecker / Cleon Rogers (1980) A Linguistic Key to the Greek New Testament. The Zondervan Corporation Grand Rapid, Michigan. с.438
[25] Vine W.E./ Unger M.F./ White W., Jr. Vines’s complete expository dictionary of Old and New testament words. (1985) Thomas Nelson Publishers. Nashville. p..594
[26] “BibleWorks” (ver 3.5) (1996) [CD-ROM] Software.
[27] Там же.
[28] Лэдд Джордж Элдон (George Eldon Ladd) (2003). Богословие Нового Завета, Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех». с.616
[29] Даннинг Р. Благодать, вера и святость. Пер.англ. Издательство «Вера и святость», Христианское общество «Библия для всех»: СПб. с.485
[30] Ridderbos Herman N (1992) Paul: an outline of this theology. Grand Rapids. Michigan. p.467

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

“Библиология” (2002). [Компьютерная программа]. [CD-ROM]. Shareware ON-LINE,
Даннинг Рей (Ray H. Dunning) (1997). Благодать, Вера и Святость, Пер. с англ. СПб .: «Вера и Святость», Христианское общество «Библия для всех».
Джексон Пол Р. (Paul R. Jackson) (1993). Доктрины и устройство баптистских церквей,
Миссионерство и умножение христианских церквей.
Лэдд Джордж Элдон (George Eldon Ladd) (2003). Богословие Нового Завета, Пер. с англ.
СПб.: Христианское общество «Библия для всех».
Мэтью Генри (Mathew Henry) (2001). Толкование на книги Нового Завета, Пер. с англ Dutch Reformed Tract Society Branch of the Netherlands Reformed Congregations and Stichting Friedensstimme Nederland т.6.
Мэхен Генри Т. (Hanry T. Mahan) (1993). Учебный комментарий новозаветных посланий, т.1 Пер. с англ. М.: «Протестант».
Новый Библейский комментарий (2001). Ч.3. Новый Завет. Пер. с англ. СПб.: Мирт.
Новый Библейский Словарь. (2001). Ч. 2. Библейские реалии. Пер. с англ. СПб.: Мирт. МакАртур Дж.Ф. (John F. MacArthur) (1991). Харизматики. Пер. с англ. Киев:. ВВП «Компас».
Мецгер Б.М. (Metzger B.M.) (1996). Текстология Нового Завета. М.: ББИ.
Мецгер Б.М. (Metzger B.M.) (2001). Канон Нового Завета. М.: ББИ.
Тени Мерилл К. (Merrill C. Tenney) (1990). Мир Нового Завета, Пер. с англ. Рус. Изд. German Office ICI printed in Belgium by Biblical Publication.
Форлайнс Ф. Лерой (F. Leroy Forlines). (1996). Библейская Систематика, Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех».
Хусто Л. Гонсалес (Justo L Ganzalez) (2001). История Христианства. «Библия для всех»
“Цитата из Библии” (версия 4.5.1) (2003). [Компьютерная программа]. UBF Software. URL http://www.jesuschrist.com
Эриксон Миллиард (Millard J. Erickson) (2002). Христианское Богословие. СПб.: Христианское общество «Библия для всех» Санкт-Петербургский христианский университет.

© ББ Филиппов Д.Ю. 2004г.
Эту страницу просмотрело 1826 чел.


Каждому посетителю, просмотревшему данный материал, предлагается выразить свое мнение по существу рассмотренной темы, чтобы получился конструктивный диалог.
Таким образом, по данному материалу вы можете выразить свой взгляд в формате статьи, аудио или видео. Форма для отправки вашего мнения находится ниже.
Добавить комментарий
 

Добавить комментарий:

Ваше имя обязательно
Ваш E-mail обязательно
Комментарий обязательно
Файл материала, если имеется
Вы можете отправить текстовый документ, аудио или видео файл (не более 20 Мб.)
не обязательно
Введите защитный код
обязательно
Biblezoom.ru -  Исследование библейского текста. Масоретский текст и Септуагинта
Статистика посещаемости сайта:

Copyright © 2012 Церковь ЕХБ "Преображение"
Использование материалов сайта возможно только с разрешения его автора
Сайт изготовлен веб-студией "Оптимапроект" - www.oppr.ru